(Это перевод базового курса UX, который включает 31 основной принцип UX-проектирования: UX Crash Course: 31 Fundamentals. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)
5 основных составляющих UX:
Психология, юзабилити, дизайн, копирайтинг и анализ
Любая из этих пяти составляющих заслуживает своего собственного ускоренного курса, поэтому я буду очень сильно упрощать информацию. Это, все-таки, ускоренный курс, а не Википедия.
Хотя, сказать по правде, сдается мне, что страницу про UX в Википедии написал парень, который слышал про UX от силы раз… ну, в тот раз … на той встрече…
1) Психология и психофизиология
Мозг пользователя — сложная система. Уж вы то должны знать, он ведь у вас есть (я так думаю).
UX-еры много работают с субъективными мыслями и чувствами, а они могут повлиять на ваши результаты как очень хорошо, так и очень плохо. А еще дизайнеру иногда приходится игнорировать свою собственную психологию, а это сложно! Спросите себя:
- Какие мотивы заставили пользователя зайти на ваш сайт?
- Как он себя чувствует, находясь на сайте?
- Сколько усилий приходится прилагать пользователю, чтобы получить желаемое?
- Какие привычки у него сформируются, если он будет совершать эти действия снова и снова?
- Не ожидаете ли вы, что он знает что-то, о чем раньше никогда не слышал?
- Захочется ли ему снова выполнить эти действия? Почему? Как часто?
- Думаете ли вы о потребностях и желаниях пользователя или о своих собственных?
- Как вы поощряете “правильное” поведение?
2) Проектирование и юзабилити
Если психология пользователя действует на подсознательном уровне, то юзабилити работает на уровне сознания. Вы сразу замечаете, когда что-то сбивает вас с толку. В редких случаях сложности бывают нам интересны, как, например, в игре. Но чаще всего, нам хочется, чтобы все было так просто, чтобы даже конкурсантка Мисс США могла бы разобраться. Спросите себя:
- Можно ли выполнить действие с меньшими усилиями со стороны пользователя?
- Можете ли вы предотвратить возможные ошибки пользователя? (А такие точно есть!)
- Вы говорите четко и напрямую, или слишком умничаете?
- Задумайтесь о юзабилити: если его легко увидеть — это хорошо, если сложно не заметить —лучше, а если оно само собой разумеется — это лучший вариант. А как у вас?
- Ваш дизайн соответствует ожиданиям пользователей или противоречит им?
- Предоставляете ли вы всю необходимую пользователю информацию?
- Можно ли решать задачи более традиционными способами, чем выбрали вы?
- Чем обосновываются ваши решения: вашей собственной логикой и категориями? или степенью интуитивности для пользователя? Откуда вы знаете это?
- Будет ли дизайн осмысленным и “работающим”, даже если пользователь не удосужится прочитать написанные мелким шрифтом детали?
3) Визуальный дизайн и эстетика
Для вас, как для UX-дизайнера, понятие “дизайн” является гораздо менее высокохудожественным, чем для многих других дизайнеров. Уже не имеет значения, можете ли вы сказать “мне нравится” или нет. В UX под дизайном подразумевается вопрос “как это работает?”, а это можно измерить и доказать вне зависимости от стиля. Спросите себя:
- Считают ли пользователи, что все выглядит хорошо? Вселяет ли это доверие?
- Внешний вид сайта доносит вашу цель и задачи “без слов”?
- Представляет ли дизайн ваш бренд? Все ли выглядит целостно?
- Падает ли взгляд пользователя в “правильные” места? Как вы это узнали?
- Цвета, фигуры, шрифты — эти элементы дизайна должны помогать пользователю получить желаемое, а также улучшать юзабилити каждого раздела. Так ли это у вас?
- Отличаются ли “кликабельные” объекты от “некликабельных”?
4) Копирайтинг и сторителлинг
Между написанием “брендовых” текстов и написанием UX-текстов существует огромная разница. Брендовые тексты поддерживают имидж компании. UX-тексты направлены на максимально быстрое и простое решение задачи. Спросите себя:
- Звучит ли текст достаточно уверенно? Поясняет ли он пользователю, что делать?
- Мотивируют ли тексты пользователей на достижение целей? Нужно ли нам это?
- Является ли самый большой текст самым важным? Почему нет?
- Несет ли текст определенную информацию, или в нем подразумевается, что пользователь уже что-то знает?
- Способны ли ваши тексты снизить уровень тревоги пользователя?
- Достаточно ли они понятны, просты, прямолинейны и функциональны?
5) Исследования и анализ данных
По-моему, слабое место большинства UX-дизайнеров — это анализ. Но это можно исправить! Именно анализ отличает UX от других видов дизайна и делает его особенно ценным. Анализ в буквальном смысле окупает усилия по его проведению. Поэтому спросите себя:
- Вы используете статистические данные, чтобы доказать свою правоту или чтобы докопаться до правды?
- Вам важны субъективные мнения или объективные факты?
- Собирали ли вы когда-то информацию, которая способная дать ответы на эти вопросы?
- Вы точно знаете мотивы поступков ваших пользователей или пытаетесь их угадать и домыслить?
- Вам нужны абсолютные значения или относительные улучшения?
- Как бы вы это измерили? Как вообще измерять именно то, что нужно?
- Важны ли вам и плохие результаты тоже? Почему нет?
- Как вы можете использовать анализ для внесения улучшений в проект?
Завтра мы изучим различные способы провести исследование пользователей! Ура! →
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле