(Это перевод базового курса UX, который включает 31 основной принцип UX-проектирования: UX Crash Course: 31 Fundamentals. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)
В завершение раздела, посвященного психологии пользователя, мы бегло сравним, как отличается восприятие новичка от восприятия опытного пользователя:
Как опыт меняет опыт
Продвинутые пользователи — в меньшинстве:
С точки зрения статистики, продвинутые пользователи просто не могут быть “большей” частью аудитории вашего сайта. Хоть вам и очень хочется в это верить.
Большинство пользователей любого продукта или приложения (за исключением самых высокотехнологичных) — обычные люди, у которых полно других важных дел. Они не являются такими же сверх-сконцентрированными и технически-подкованными, как вы и ваши коллеги.
Горькая правда: Если вам нужны миллионы счастливых пользователей, то при проектировании держите в уме образ рассеянного идиота, а не одержимого гения.
Спрятано или на виду? Парадокс выбора
В ходе большинства проектов вы столкнетесь с ситуацией, когда нужно решить, насколько “чистым” будет ваш лэйаут.
Дизайнеры обычно принимают решение все попрятать, потому что так лучше смотрится.
Не-дизайнеры хотят, чтобы их любимые функции все время были на виду (и для каждого человека этот набор любимых функций будет разным).
Так как же принять решение?
Люди всегда будут замечать и использовать расположенные на виду функции чаще, чем скрытые. Потому что когда функция “на видном месте”, она постоянно напоминает о себе. Однако, “Парадокс выбора” гласит: “Чем больше опций вы видите, тем менее вероятно, что вы выберете какую-либо из них”. Так что, если перегрузить нормальных пользователей множеством опций, они могут просто спятить и с криками убежать.
Убедитесь, что новички могут с легкостью найти ключевые функции. В идеале — даже не кликая никуда. И постарайтесь, чтобы у продвинутых пользователей был доступ к мощным функциям, даже если они не всегда находятся на виду.
Профессиональный совет: Вы спрятали 20 соц.сетей под одной кнопкой “Поделиться” и радуетесь, насколько круче это выглядит? К сожалению, вам не удалось создать “простой” интерфейс. Вам удалось только изуродовать возможность делиться через соц.сети, потому что опций слишком много, но никто их не видит. Далекий от интуитивного подход, не правда ли?
Выберите несколько опций и разместите их на видном месте. Потом будете благодарны мне за совет.
Узнавание и память:
Сколько различных иконок вы можете припомнить, прямо сейчас?
А сколько из них вы узнаете, если я дам вам список?
Если вы обычный человек, то вторая цифра будет намного больше.
Если предполагается, что люди в вашем интерфейсе будут задавать какие-то вопросы — как, например, при поиске — имейте в виду: они будут оперировать только теми понятиями и функциями, которые смогут припомнить. Это означает, что со временем они будут использовать все меньше и меньше функций. Точно не больше.
Если пользователям приходится иметь дело с большими объемами информации, подскажите им категории, которые могут их интересовать, или сделайте еще что-нибудь, чтобы напомнить им, где искать.
Медленно учимся. Быстро привыкаем.
Понятие “onboarding” обозначает процесс пошагового обучения или очень простого ознакомления с новым интерфейсом. Он помогает новым пользователям быстро найти интересующие их функции и избежать путаницы.
Но что происходит, когда пользователь пользуется вашим интерфейсом вот уже пару лет?
Привычки рождаются очень быстро, поэтому нужно проектировать “быстрые способы” доступа к функциям, даже если они не столь очевидны. Продвинутые пользователи не пожалеют времени и освоят эти способы ради более высокой продуктивности в дальнейшем. Этот подход иллюстрируют и “Горячие” клавиши, и опции меню правой кнопки мыши, и все эти штуки в Твиттере, типа “.@” в твитах.
Завтра мы приступим к лучшей части всего этого Базового курса:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле