book-open 1 test
Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение

Целевая аудитория: примеры, определение, портрет ЦА | Глава 4

После проработки видения продукта (product vision) пора проработать для кого именно создается продукт. Что нужно учесть и в каком формате подать?

Сначала важно определить целевой рынок (target market) и потом сделать еще один шаг — проработать портрет клиента (customer persona). Давайте разберем в чем отличия между этими двумя терминами?

Как определить целевой рынок (target market)  

Определив целевой рынок пора определить сегмент людей, на который вы ориентируетесь в зависимости от возраста, местоположения, образования, отрасли, интересов, пола и других демографических данных. Конечно, необязательно брать в работу все эти данные, достаточно указать только те, которые имеют отношение к вашему продукту.

Хотя сужение аудитории может поначалу показаться нелогичным, все-таки это важно. Дело в том, что вы не сможете продавать продукт всем подряд, если маркетинг будет слишком широк, вы только зря потратите ресурсы.

Маркетинг для всех — это тоже самое, что и дартс в темноте, скорее всего дротики кончатся до того как вы сможете попасть в доску.

Важно учесть, что целевой рынок (target market) и целевая аудитория (target audience) — это разные понятия. Целевой рынок — это люди, которые будут пользоваться продуктом. А целевая аудитория — это те, кому вы продукт продаете.

Приведем пример. Вы разрабатываете софт для обучения детей чтению. Ваш целевой рынок (target market) — это дети в возрасте 5-8 лет. Но так как у детей в таком возрасте обычно нет денег (или желания), чтобы купить продукт, целевой аудиторией будут их родители/бабушки/дедушки и так далее.

Таким образом, создавая продукт, вы должны думать о целевом рынке, а продавая продукт, нужно думать о целевой аудитории. В большинстве случаев это одна и та же группа людей или они сильно пересекаются, но иногда они совсем разные.

Как создать портрет клиента

Портрет клиента (customer persona) (также известный как портрет покупателя) — это представление идеального покупателя, основанное на анализе рынка и данных о действующих клиентах. Помимо демографических данных портрет клиента дает информацию об идеальных клиентах — типичное поведение покупателя, стиль жизни, потребности, задачи и вызовы, долгосрочные цели и мотивы.

Определение портрета клиента (или клиентов) дальше поможет разработать стратегию как самого продукта, так и маркетинга или продаж. Вы будете знать где искать своих идеальных клиентов, как говорить с ними на одном языке, создавать необходимые им функции, давать им интересующий их контент и даже предугадывать их типичные протесты.

Пример проработки портретов клиентов в Infinity 

Все заинтересованные стороны имеют право голоса при утверждении собранных портретов клиента (customer personas). Самый простой способ поделиться этими портретами — создать в Infinity доску управления продуктом (product management board). Используя вид Columns можно создать по столбцу на каждый из портретов, чтобы видеть все сразу. К новому портрету при создании можно подцепить всю нужную информацию и изображения, которые помогут наглядно представить созданные портреты.

Вот примеры портретов Business Owner, Product Manager и Project Manager, созданные в Infinity:

Через шаблон Infinity Product Management вы можете легко собрать свои портреты клиентов.

Определение персонажей клиентов - это крепкий фундамент для обоснования всех ваших решений. Однако будьте готовы к тому, что дальше в процессе вам придется изучать свою аудиторию, адаптировать свой целевой рынок и персонажи клиентов, если возникнет такая необходимость. 


← Назад | Продолжение (Глава 5) →


Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение