book-open 1 test
Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение

Дифференциация: как найти или проработать с нуля конкурентные преимущества программного продукта | Глава 6

Дифференциацию продукта зачастую относят к маркетингу, но влияния у нее значительно больше. Дифференциация связана с каждым аспектом продукта и с каждой частью вашей команды, поэтому ее место тут — в главе о продуктовой стратегии.

Скорее всего, вы выйдите на конкурентный рынок, где уже есть множество аналогичных продуктов, если только ваша идея не является абсолютно уникальной и еще никто не додумался.

Дифференциация продукта должна ответить на следующий каскад вопросов: что такого предлагает ваш продукт, чего нет у других аналогов на рынке? В чем заключается та ценность вашего продукта, которая выделяет его на фоне конкурентов?

Подобная дифференциация может опираться на любой аспект продукта. Может вы планируете предложить усовершенствованный более красивый дизайн. Может быть, вы собираетесь предоставить пользователям больше возможностей (реализовать дополнительную функциональность; англ. unique features), которых нет у конкурентов. А может, вы просто хотите предложить цену ниже и улучшить поддержку клиентов.

Все эти аспекты — возможности для дифференциации продукта, она должна в итоге мотивировать покупателя выбрать именно ваш продукт, а не другой.

В идеале дифференциация продукта должна объяснить целевой аудитории, что ваш продукт предлагает все, что есть у аналогов и еще что-то сверху.

Важно учесть, что целевой рынок (target market) и целевая аудитория (target audience) — это разные понятия. Целевой рынок — это люди, которые будут пользоваться продуктом. А целевая аудитория (target audience) — это те, кому вы продукт продаете.

Анализ конкурентов продукта: что это, как провести, примеры

Анализ конкурентов — методика по изучению конкурентов и их предложений рынку. Методика помогает выделить свой продукт среди конкурентов: сделать его ценнее, привлекательнее, притягательнее для покупателей.

Как провести анализ конкурентов? Сперва нужно составить список из десяти крупнейших конкурентов. После этого настало время тщательного анализа. Необходимо определить все значимые факторы в вашей нише:

Сегменты функциональности (Feature segments) особенно ценны при анализе SaaS-продуктов — это один из самых важных моментов.

Сегменты функций — это группы функций, которые часто встречаются в вашей нише. Их определение поможет вам сгенерировать идеи и построить дорожную карту.

Для определения сегментов функций в вашей нише рекомендуем пройти по следующим шагам:

  1. Выявить и записать всех основных конкурентов
  2. Перечислить все функции этих инструментов
  3. Сгруппировать функции по сегментам

Пример создания дифференциации по формату Competition Grid (конкурентной сетки) в Infinity

Как только у вас появились сегменты функций и список конкурентов, пора построить сетку конкурентов, которая визуально отразит ваш аналитический разбор. Это можно сделать также и через таблицы в Infinity.

Вот пример проработки дифференциации продукта в Infinity:

  1. Создали сегменты функций: Structure, Views, Attributes, Customization, Usability, Design, Pricing и так далее. Каждый сегмент - отдельный элемент.
  2. Создали по колонке на каждого конкурента (включая Infinity) в форме атрибута “Rating”
  3. В каждом сегменте градировали инструменты по их эффективности в категории: одна звезда - низкая эффективность, пять звезд - отличная.

Например, Infinity получил 5 звезд за ‘Structure’ за гибкую структуру и эффективную систему папок и подпапок, но его рейтинг за ‘Collaboration’ составил лишь 3 звезды, потому что в нем нет расширенной функциональности для совместной работы, например, чата.

В Infinity через шаблон Product Management вы можете собрать свою сетку конкурентов. Вот как это делается:

По собранной сетке конкурентов можно обнаружить их слабые места. По ней так же можно определить, вписывается ли ваш продукт в рынок и чем он может выделиться — дизайном (design), функциональными характеристиками (features) или чем-то еще.

По сегментам функций вы можете определить потенциальные слабые места своего продукта, понять как можно его улучшить, чтобы стать лучше конкурентов и предложить своим пользователям что-то уникальное и ценное.


Назад | Продолжение (Глава 7)


Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение