heart Created with Sketch. test
О продуктовом дизайне

Чем занимается продуктовый дизайнер на самом деле

Продуктовый дизайнер поможет вам определить, исследовать и подтвердить проблему и, в конечном счете, создать, спроектировать, протестировать и предоставить клиенту решение. Далее в деталях.
Иллюстрация Julia Hanke: https://dribbble.com/shots/10038399-Product-Market-Fit

Вы читаете перевод статьи "What is Product Design?". Над переводом работали: Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring. iSpring  —  решение для запуска дистанционного обучения.

Автор английской статьи: Эрик Эрикссон (Eric Eriksson), продуктовый дизайнер (Product Designer) из Шевеции. Статью Эрик, когда работал в Spotify. Сейчас у него за плечами опыт работы в таких компаниях как Squarespace, Insta, Fb.

Есть вероятность, что вы работаете в сфере технологий, раз читаете эту статью. И есть вероятность, что вы как-то связаны (или были, или будете связаны) с созданием современного цифрового продукта. Цель этой статьи  —  сформировать у вас глубокое понимание роли Продуктового дизайна в системе создания цифрового продукта.

Ответ на вопрос «Что значит быть продуктовым дизайнером?» постоянно расширяется, эволюционирует. Эта статья  —  моя попытка передать всю ширину, богатство и полезность этой, к сожалению, недооцененной роли.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Продуктовый дизайн  —  это комплекс ролей и видов работ

Чтобы понять все возможности продуктового дизайна, важно рассмотреть различные формы дизайна, из которых и складывается хороший продуктовый дизайнер, в том числе, как эти формы сосуществуют друг с другом и на что способны с своей совокупности.

UX-дизайнеры или дизайнеры взаимодействия (Interaction or UX Designers) изучают поведенческие шаблоны и исследуют множество вариантов, как приложение может решить предполагаемую проблему пользователя. Эти люди способны оперативно создавать и прорабатывать идеи итерация за итерацией.

Графические и визуальные дизайнеры (Graphic or Visual Designers) выполняют всем знакомую работу дизайнера. Пиксели! Они создают настоящие шедевры, проводя грань между позитивным и негативным пространством. Такие дизайнеры работают с планшетами. Пользуются блокнотами без разлиновки. Это они привнесли скевоморфизм (skeuomorphism) в iOS, а потом стали выживать его оттуда.

Моушн-дизайнеры или специалисты по UI-анимации (Motion or Animation Designers) крутые ребята. Если вы охаете и ахаете над этим плавным переходом в меню или над этой крутой анимацией при загрузке, скажите спасибо этим ребятам.

UX/CX-исследователи (User Researchers)  —  настоящие повелители потребностей пользователей. Они проникают в сознание клиентов. Она задают непростые вопросы и принимают все непростые ответы. Исследование пользователей докапывается до сути вещей. Пользователь всегда прав.

Аналитики данных  (Data Analysts) —  это ученые в сфере продуктового дизайна. Они занимаются A/B-тестами и реальными продуктами, и они постоянно собирают и анализируют огромные объемы информации. Они мастера корреляций и причинно-следственных связей. Эти ребята оглашают вердикт, вынесенный миллионами пользователей.

Прототипировщики (Prototypers) быстро и просто создают интерактивные взаимодействия. Это неотъемлемая часть разработки продукта. Прототипы позволяют нам быстро и дешево тестировать идеи. За несколько дней, а то и часов, выбирать из пятнадцати потенциальных решений пять или три лучших.

Бизнес-стратеги  (Business Strategists) —  это люди, которые в течение рабочего дня отвечают на вопрос «Почему мы все это делаем?» Они оценивают каждое решение с точки зрения ценности для бизнеса. Чтобы создавать успешный продукт, критически необходимо понимать, зачем этот продукт создается.

Традиционно все эти роли выполнялись разными людьми. И до сих пор выполняются. Тем не менее, все они являются необходимыми составляющими компетенции продуктового дизайнера.

Времена меняются, и особенно в сфере технологий. Все большее значение играет расширение своих умений и приобретение тех навыков, которые раньше считались лишними. И даже тех, которые еще вообще не существуют.

Продуктовый дизайн  —  это все этапы развития продукта: от идеи и исследований, до запуска, поддержки и совершенствования

Если вы рассматриваете продуктового дизайнера как человека, который сделает ваше решение презентабельным, пора менять свои взгляды. Продуктовый дизайнер поможет вам определить, исследовать и подтвердить проблему и, в конечном счете, создать, спроектировать, протестировать и предоставить клиенту решение.

Дайте продуктовому дизайнеру решение, и он скажет вам, что с ним не так. Дайте ему проблему  —  и он обратится к аналитике и соберет необходимые данные, соберет многофункциональную команду изо всех уголков бизнеса и выдаст столько решений, сколько сможет. Затем он поговорит с UX/CX-исследователем и разработает план тестирования. Он будет работать ночами, прорабатывая вайрфрейм за вайрфреймом, исследуя весь спектр возможностей. Он слепит прототипы наиболее интересных идей и предоставит их пользователю, чтобы по-быстрому их проверить.

Потом он выдаст вам несколько полностью сформированных концепций, которые идеально решают проблему. Также вам будет предоставлена четкая стратегия A/B-тестирования и план по созданию и выпуску продукта [4 статьи о User Story Mapping: (1)Планирование релизов при помощи карты историй, (2)Методология Agile и UX, (3)Терминология метода story mapping, (4)Как устроена концепция User Story Mapping]. И продуктовый дизайнер будет поддерживать контакт с разработчиками на протяжении всего процесса работы. И с отделом маркетинга тоже, чтобы убедиться, что создаваемый образ соответствует продукту. Он будет “заботиться” о продукте даже после выпуска первой версии, отслеживая данные и ключевые метрики, чтобы проверить качество дизайна.

Продуктовый дизайнер будет работать над решением, пока не изменится проблема.

Продуктовый дизайн  —  это ваш бренд

Ваша маркетинговая команда  —  посредством тщательно формулированных сообщений, рекламы и каналов коммуникации  —  приводит к вам всех пользователей мира. Если ваш продукт не дает того, что обещает бренд, то все эти пользователи не задержатся надолго. Уж можете мне поверить.

Продуктовые дизайнеры поддерживают основу, на которой строится весь бизнес. Если то, что предлагает ваш товар, расходится с тем, что обещает ваш бренд, — вы обречены на провал. Это означает, что команда продуктового дизайна должна очень тесно сотрудничать и понимать работу маркетинговой команды.

Около года назад мы проводили ребрендинг Spotify. Мы передизайнили логотип и домашнюю страницу и обновили рекламный стиль. Мы распрощались с каракулями, которые так долго были с нами, и перешли на новый, маркетинговый язык, ориентированный на клиента.

Но, занимаясь всем этим, мы поняли, насколько наш продукт оказался далек от образа нового бренда. Потенциальных клиентов приветствовал современный, крутой облик продукта, однако после его покупки клиент словно оказывался в грязной забегаловке. Поэтому необходимо было потратить время и силы на “осовременивание” самого продукта. Подробности здесь

Продуктовый дизайн решает задачи клиентов

Продуктовый дизайн не решит ваших проблем. Он решает проблемы клиентов. Максимально выгодным для вас образом. И когда я говорю о “ваших” проблемах, я имею в виду проблемы вашего бизнеса.

Ключевым аспектом продуктового дизайна является понимание ценности каждого вашего решения для бизнеса. Все наши действия подкреплены информацией, пользовательские исследования проверяют наши предположения, и мы измеряем свой успех посредством бизнес-метрик.

Продуктовый дизайн адаптивен

Этот мир постоянно развивается. Мы все это чувствуем. То, что было невероятным вчера, сегодня кажется обыденным, а завтра будет скучным. Продуктовый дизайн до сих пор пытается обрести свое место в этом изменчивом пространстве. Черт, да половины платформ, под которые мы проектируем сегодня, не существовало еще буквально пару лет назад. И можете быть уверены, что в ближайшие годы произойдет куда больше перемен.

Нам нужно быть гибкими. Нужно понимать, что дизайн находится вне времени. Дизайн невидим. Нужно относиться к платформам скептически. Решить проблему один раз. Потом адаптировать решение. Не создавать специальное решение для каждой платформы.

Я недавно начал вести еженедельные курсы по прототипированию с моей командой в Spotify. Каждую неделю один из членов команды представляет другим очередной инструмент для прототипирования или новый язык, который он пытается освоить. Затем мы вместе изучаем основы. В течение недели мы пользуемся этими новинками в свободное время, а на следующей неделе делимся своими находками и открытиями с группой. Пока это все очень весело, и я каждый раз с нетерпением жду новой встречи. Я предлагаю всем продуктовым командам попробовать такой формат. Это отличный способ оставаться в курсе последних новинок и постоянно оттачивать свои навыки дизайна.

Продуктовый дизайн распространяет знания

Точнее, нужно чтобы было так. Как уже стало ясно из этой статьи, мы только начинаем осознавать суть продуктового дизайна. И под “мы” я подразумеваю продуктовых дизайнеров. Знаете, кто еще не понимает продуктовый дизайн? Все.

К сожалению, дизайн традиционно ассоциируется с чем-то чисто эстетическим. «Сделай красиво», — говорят они. Это предубеждение нужно изменить. Мы  —  хранители опыта наших пользователей и нашим священным долгом является обучение всех, кто вокруг нас, над нами и под нами. Этим мы можем и должны заниматься.

Когда вы нанимаете так называемого “владельца продукта” (product owner), вы предполагаете, что этот менеджер подкован в множестве вопросов, понимает нюансы кодинга, сроков, бюджета, бизнеса, аналитики, управления и т.д. По большому счету именно этим вы должны руководствоваться и при найме продуктовых дизайнеров. Конечно, у дизайнера может быть красивое портфолио, но сможет ли он выступать в роли ключевого игрока на всех этапах разработки продукта?

Хороший продуктовый дизайнер знает понемногу об анимациях, прототипах, коде, исследованиях, визуальном дизайне и дизайне взаимодействия. Он знает, когда нужно предоставить вайрфрейм, а когда необходим макет с идеальными пикселями. Он знает, когда использовать анимации, а когда хватит и прототипа. Он знает, как убедительно передать суть их решения.

Вывод и рекомендации от команды Spotify

Команда продуктового дизайна Spotify вот уже несколько лет без устали работает над изменением общих представлений (в основном внутренних) о дизайне в целом и о продуктовом дизайне в частности. С самого начала в компании преобладало «инженерное» сознание, и некоторые убеждения оказалось сложно пошатнуть.

За время моего пребывания здесь, мы прошли путь от небольшой команды визуальных дизайнеров до отдела (раз в пять большего по численности), в который входят продуктовые дизайнеры, исследователи пользователей и прототипировщики. Долгое время мы были в конце цикла разработки продукта («Нужно задизайнить кнопку для этой новой фичи, которую мы запускам»), а вышли на передовую работы с клиентами («Мы хотим исследовать все возможные способы поиска новой музыки»). Мы были побочным звеном — косметологами продукта, а стали кураторами самого важного процесса — пользовательского опыта.

Вот, друзья мои, что такое продуктовый дизайн!

О продуктовом дизайне