Дизайн-мышление - Базовый курс

Методы и инструменты генерации идей: как провести мозговой штурм и другие техники — Глава 4, Ideate

Мозговой штурм, скетчинг, майндмэппинг и сон как метод генерации креативных идей.

← Назад | Продолжение (Глава 5) →

(Перед вами бесплатный курс от InVision Studio «Дизайн-мышление». В курсе 6 глав. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)

Вы читаете перевод руководства “Design Thinking”. Над переводом работали: Федор Фоминых и Ринат Шайхутдинов.

В 1970 году на борту Аполлона 13 во время полета взорвался кислородный баллон. Центр управления полетами на земле получил целую пачку неразрешимых проблем. Предстояло срочно проложить астронавтам новую дорогу домой учитывая острейшую нехватку топлива и энергии.

Главной угрозой на тот момент было накопление на борту углекислого газа — еще немного и экипажу будет нечем дышать! А сменный очиститель по иронии судьбы оказался в другом модуле.

Рис. 1. Центр управления полетами НАСА в Хьюстоне обсуждает прототип аварийного фильтра «почтовый ящик».

В фильме “Аполлон-13” (1995 г.) есть сцена, где руководитель полёта Джин Кранц (его играет Эд Харрис) собирает команду из лучших инженеров и учёных на мозговой штурм. Он призывает забыть первоначальный план полета и разработать новый в духе полной импровизации. Стоя у доски он накидывает старый план и один из инженеров тут же выдает идею для нового маршрута. Кранц сразу меняет схему и использует принцип рогатки чтобы используя гравитацию луны вернуть астронавтов на землю.

В следующей сцене команда инженеров уже разрабатывают новую систему фильтрации. Они собирают у себя на столе набор предметов имеющихся на борту корабля. То есть прототип на земле должен быть собран из тех предметов которые точно есть под рукой у экипажа в комбинации с клейкой лентой.

Рисунок 2: Фильтр «почтовый ящик», созданный астронавтами на борту миссии «Аполлон-13».

В каждом подобном кейсе можно заметить, что путь решения проблемы был довольно прост, несмотря на то, что люди работали в режиме повышенной срочности. Надо было всего лишь собрать в одном месте много умных людей и настроить их на поиск лучшего решения. Возможно, в жизни всё было так же как в фильме, но давайте попробуем разобраться, за счёт чего складывается успешный мозговой штурм.

Сам термин «мозговой штурм» получил известность в 1953 году. Исполнительный директор рекламного агентства Алекс Осборн описал его в книге «Прикладное воображение». (но, было ещё описание в книге 1948 года «Твоя творческая сила»). Автор утверждал что результат можно удвоить если ваша команда бросается на любую задачу как настоящие «коммандос» когда каждый боец атакует общую цель.

Осборн сформулировал два основных правила успешного мозгового штурма:

  1. Не спешить с принятием решения
  2. Достигать количественных результатов

Все рассуждения откладываются на потом, все запреты снимаются — любой участник команды может высказать самые безумные мысли. Чем больше идей возникнет, тем больше вероятность, что многие их них окажутся годными.

В статье «Сначала карандаш, пиксели потом» мы обсуждали, что мозговой штурм может не дать нужный результат в работе с оригинальной идеей где лучше поработать с независимыми исполнителями. Но мозговой штурм хорош тем, что включает фазу поиска идей.

Мозговой штурм это история не про новые идеи, серьезно

Да я вообще не считаю мозговой штурм инструментом для зарождения идей. Он скорее для определения общего понимания ситуации. Мозговой штурм склеивает команду общей точкой зрения и тренирует общаться друг с другом так, чтобы потом мы все вместе могли пилить проект под прицелом критического анализа от коллег.

Тим Шейнер, Salesforce

Получается, что сила мозгового штурма не в том, что мы спонтанно выбрасываем на стол миллион идей, а в его следующих требованиях:

Быстро отыскать много идей и охватить взглядом как можно шире предмет. Идея не обязательно должна быть сверхновой или сверхгениальной. Возможно она в течении какого-то времени уже вызревала у вас в голове. Озвучив её сейчас, мы определяем стоит ли её двигать дальше на разработку прототипа.

Собрать всю команду физически в одной точке, чтобы каждый участник мог изложить своё видение ситуации и мог в режиме реального времени своевременно улавливать все повороты дискуссии. (Если получится так сделать, то мы сможем хорошо зарядить команду, если нет, то очень жаль.)

Вовлечь в процесс клиентов (заинтересованных лиц). Это отличный способ узнать что им нужно и что для них важно.

[Мозговой штурм] …это отличный повод привлечь клиента к разработке … они присоединяются к штурму, своими глазами видят множество идей, могут высказать свое мнение, принять участие в голосовании, участвовать в обсуждении жизненно важных решений. Послу штурма всегда идёт эдакая сортировка возникших идей и здесь присутствие клиента может сыграть очень важную роль. Вы это уже пробовали? У вас это уже есть? Вы ещё не умеете так? И главное — что вас вообще волнует то?

Йона Белфорт, Vital Innovation

Зарождение идей, обмен мнениями и поддержка клиента довольно благородные цели. Необходимо тщательное планирование чтобы мозговой штурм сработал как действительно полезный инструмент. В следующих главах вы узнаете как правильно подготовиться к работе с прицелом на успешный результат.

[Цель] именно в том, что мы накидываем целый ворох идей. Не готовых решений, а именно идей из которых в будущем полезут возможные решения. Над решением надо будет уже пахать как бык. А штурм быстренько определяет в какую сторону мы поскачем решать. Но выбор правильного решения это как качок в спортзале — пока все часы не отожмёшься, мышца не вырастет.

Арт Сандовал, LUNAR Design

Подготовка к мозговому штурму

Сейчас мы на минутку притормозим и договоримся что мозговой штурм может быть разной степени полезности. И под каждую конкретную ситуацию существует свой наиболее подходящий способ штурмовки. Только надо его найти. Как? Немного поэкспериментировать и подобрать то, что лучше сработает!

Как вы помните вступления, Алекс Осборн дал нам два правила успешной штурмовки:

  1. Не спешить с принятием решения
  2. Достигать количественных результатов

Это важные условия, но для развития дальнейшего успеха мы подкинем вам несколько бонусных лайфхаков!

До мозгового штурма

Важнейшим лицом во время любого штурма является фасилитатор. Это тот самый человек который следит за временем, готовит помещение, а на самом сеансе берёт на себя роль модератора. Он должен проследить что команда в контексте и готова к работе, исходные зафиксированы в формате утверждений о проблеме/ситуации.

Определите миссию

На штурме необходимо четко обозначить цель. Какую проблему должна устранить ваша идея, какую задачу решить? Каким способом лучше всего достичь цели?

Напомним, что d.school предлагает нам проверенную на практике схему дизайн-мышления. Сначала этап зарождения идей — надо взорваться и сгенерировать их огромное количество. Затем этап выбора объекта для изучения — концентрируем все свое внимание на определённой точке зрения. Этапы чередуются.

Рисунок 3: Иллюстрация процесса дизайн-мышления демонстрирует этапы зарождения и выбора объекта. Руководство по визуальным ресурсам Стэнфордский институт дизайна.

На данном этапе вы снова взрываетесь и генерируете их огромное количество. Затем тащите наверх самое лучшее для отработки на прототипе. Таким образом вы выводите команду из зоны простых очевидных решений и подключаете все творческие ресурсы вашего дружного коллектива. Результатом будет открытие новых и порой неожиданных направлений для исследования.

Как же нам отыскать достаточное количество идей? Возвращайтесь на точку обзора (POV), которую вы создали на этапе фокусировки — это и есть та точка от которой мы стартуем. Сформулируйте проблему с помощью POV и придумайте в рамках общей концепции вопросы в стиле “Как мы можем...?” Если ваша точка зрения правильно выстроена, то эти вопросы нарисуются сами собой.

Давайте ещё раз вернемся к точке зрения Дуга Дитца.

«Мы встретили перепуганные семьи, которые на трясущихся ногах подходили к ужасной-ужасной больнице».

«Мы были поражены, узнав, что 80% детей в возрасте от 3 до 8 лет не могут даже подойти к сканеру без успокоительного».

«Мир изменится если мы призовём на помощь удивительный мир фантазий ребенка и превратим этот радиоактивный кошмар в увлекательное приключение».

Имея на руках такую структуру вы легко сможете правильно определять и решать проблемы класса “как мы можем добавить жизни в кабинет с монструозным МРТ сканером.” Или так: “как мы можем расслабить ребенка перед посещением больницы используя его безграничную фантазию”. Любой из этих вопросов можно легко взять штурмом и создать миллион классных идей!

Организуйте пространство 

Правильная энергетика и обстановка в комнате помогает провести продуктивный штурм. В комнате должны быть большие доски и надежные стены и дверь, чтобы закрыться и не беспокоить шумными дискуссиями другие команды. Подходы к малошумным мозговым штурмам мы разберем позднее.

Настройтесь на работу

Ведущий помогает участникам сеанса забыть перед штурмом о своих личных проектах и настроиться на командную работу. Люди должны сплотиться общей идеей. Для этого годятся техники Sound Ball or Knife, Baby и Angry Cat и 30 Circles которую мы рассмотрим подробнее чуть позже.

Ограничьте время

Штурм быстро затихнет если ведущий не определит временные рамки и пустит беседу на самотёк. Мы рекомендуем на разбор каждой темы выделять 15-20 минут (смотря сколько всего тем). Как вариант можно установить цель по принципу «100 идей за 20 минут».

Поставьте таймер на видное место и пусть отсчитывает время, чтобы участники могли рассчитать время для очередного рывка.

Во время мозгового штурма

Во время штурма ведущий не спит, а поддерживает необходимую динамику беседы, ничего не упускает из виду и внимательно следит за тем, чтобы ни одна идея не убежала.

Всегда говорите да

Подключите технику импровизации под названием «Да, и…». Это поможет выдержать высокий темп штурма и стимулирует всплеск новых идей. Каждая новая идея должна получить максимально положительную реакцию от команды. Хватайтесь за идею и пробуйте ее развивать не отходя от кассы. Вся ваша энергия должна направляться на развитие идей. Например: «Да, мне нравится эта идея, давайте её развивать…»

Оставайтесь в теме

В пылающей атмосфере штурма следите за тем, чтобы команда не свалилась в кроличью норку искать темы далёкие от поставленной цели. Ведущий должен мягко держать участников в рамках существующих ограничений. Если команда вдруг забуксовала на каком-то вопросе, то можно отодвинуть его в сторону или отложить до следующего штурма.

Рисуйте и делайте понятные заголовки

Пусть ведущий оперативно записывает в блокнот каждую идею. Ещё, как вариант, можно вооружить группу маркерами и стикерами, чтобы каждый дополнял свой рассказ наглядными зарисовками на доске. Кстати, наглядность очень важна, ведь лучше один раз увидеть чем сто раз услышать.

Дайте каждой идее большой заголовок. Например ваш коллега сказал: «Мы можем дать пользователям способ для обратной связи посредством заполнения формы комментариев», запишите: «Добавить форму для комментов».

Неважно как именно вы действуете, важно дать каждому быть услышанным. Тогда пишущий сможет писать, а говорящий сможет говорить (и писать на доске).

После мозгового штурма

После окончания штурма, когда вся ваша доска сверху донизу заклеена крутыми идеями, нормальному человеку хочется всех похвалить и улизнуть наконец домой. Пожалуйста не спешите, задержитесь на пять минут у доски и попробуйте проанализировать результат вашей работы.

Оцените то, что получилось

Штурм помог создать огромное количество идей на доске. Да, некоторые из них странные, а некоторые смешны, и есть откровенно безумные. Именно в этот момент можно случайно отрезать самые перспективные идеи по одежке. Помните, что бомбические идеи вырастают из глуповатых на вид.

Пришло время дружно задать для идей критерии отбора. Например, участники штурма берут маркеры и отмечают разными цветами степень крутости каждой идеи (можно лепить цветные бумажки). Цвета могут означать степень крутости идеи.

Зафиксируйте и перейдите к прототипированию

По каждой теме вам нужно отобрать варианты для создания прототипов, но старайтесь не цепляться за самые простые идеи, не осторожничайте. Сфоткайте на телефон всю доску а потом самые интересные мысли перепишите в таблицу (можно использовать Google Docs).

Прототипирование — это обязательный этап в системе дизайн-мышления. Самую абсурдную идею следует разобрать на части, извлечь из нее рациональное зерно и использовать при создании прототипа.

Смысл в том, чтобы на этапе прототипа у вас было несколько перспективных направлений для развития и тестирования. Мозговой штурм это лишь первый шаг в процессе поиска решения. И вряд ли по окончанию сеанса у вас на руках будет готовое окончательное решение для пользователя. Но хочется верить, что у вас получится охватить проблему со всех сторон, сформировать у команды всесторонний взгляд на процесс и привлечь к процессу проектирования все заинтересованные стороны. Благодаря этим действиям мышление вашей команды пойдет по нужному руслу.

Совет от профессионала: мозговой штурм в IDEO

Питер Макдональд за 23 года работы ведущим дизайнером в  IDEO провёл непостижимое количество штурмов.

Питер говорит так: «Ну, без правильной организации вообще ничего не выйдет — каждый участник должен сердцем чувствовать, что его никто не обидит, а наоборот внимательно выслушает. Здесь всё строится на доверии к человеку. Это часть культуры доверия и уважения IDEO, мы тут не потерпим никаких хулиганов и хвастунов!»

Вот еще несколько лайфхаков от Питера Макдональда о том, как проходят штурмы в IDEO в последние годы:

«Мы сейчас делаем так: перед каждым вопросом все 5 минут молча сидим, что-то придумываем, а потом бодро выплёскиваем свои мысли коллегам. Ну, и тут уже начинается классический штурм».

«Понимаете, это даёт разнообразие идей и подстёгивает команду на творчество!»

«Мы не особо заморачиваемся с установкой требований для откровенно творческих процессов. Для каждого проекта всегда найдётся свой подход». 

«Наши промышленные дизайнеры обожают устраивать дизайн-штурмы. Они все садятся за стол и рисуют скетчи, записывают идеи и сразу показывают всё это друг другу. Вместо стикеров они используют листки А4 или А5 формата, и разного калибра ручки, карандаши и маркеры. Это даёт им большую свободу в проработке деталей».

«Команда разработки детских игрушек “заигралась” проектируя в 3D. Каждую рабочую группу мы стремимся увлечь на путь экспериментов и развития новых подходов.  Питер Макдональд из IDEO настаивает что главный фактор здесь — доверие».

Разминка мозговым штурмом: 30 кругов — 3 минуты

Боб Макким, один из основателей программы дизайна в Стэнфорде описывает это упражнение в книге Creative Confidence. Эта своеобразная разминка направлена на подготовку команды к мозговому штурму.

Каждому участнику понадобится ручка и лист бумаги на котором нарисовано или напечатано 30 пустых кругов. Количество участников — не ограничено, можно работать одному.

Правила:

Просматриваем результаты, заполнил ли кто-нибудь все 30 кружков? Сколько получилось 10 или 15? Количество говорит о свободе в генерации идей.

Затем смотрим разнообразие: кто-то просто нарисует много веселых мордашек, а кто-то нарисует НЛО, глаз, яблоко и т.д. Возможно кто-то разорвет шаблон и объединит несколько кругов в единый объект. (может получится самолет или связка луковиц). Это называется гибкость идей.

Упражнение хорошо показывает разницу между количеством и разнообразием идей. На хорошем штурме между ними должен соблюдаться баланс. А ещё здесь можно понаблюдать как люди любят соблюдать несуществующие правила — ведь их никто не обязывает рисовать в пределах кружочка.

Альтернативы мозговому штурму

Но представьте что у вас новая команда или новый клиент и просто нет времени выстраивать правильный процесс  штурмовки. В такой ситуации есть отличное решение!

1. Скетчинг для дизайнера: зачем он нужен, как помогает в работе

Джейк Кнапп в своей книге «Спринт» описывает метод для зарисовок и обсуждения идей в составе группы. (В ролике Дэниел Бурка рассказывает нам об этой технике). Команда GV явно не относит эту технику к разряду мозгового штурма, тем более о штурмах у них имеются свой взгляд. Смысл в том, что нам надо найти подходящий формат который впишется в рабочий ритм компании.

Если вдруг в коллективе отсутствует тесное взаимодействие, то это можно решить при помощи обычных скетчей. Все молча делают зарисовки а потом оценивают друг друга при помощи голосования. После этого мы оставляем их в сторону до конца сеанса.

2. Майндмэппинг: что такое карта мышления, как ее делать и использовать

Если вы работаете один и штурмить не с кем? Тогда вашим лучшим другом станет карта ассоциаций (mindmap). Эта простейшая методика умеет превращать ваши идеи в неожиданные инновационные решения. Мы рады представить вам взгляд на карты ассоциаций из книги Дэвида и Тома Келли “Creative Confidence”. Начинаем с обозначения проблемы: “Лучший праздник на день рождения годовалого малыша”.

Пишем это в центре листа бумаги и обводим карандашом. Далее устанавливаем связи исходящие от центрального узла. Можно обозначить два основных направления: “вкусные кексики” и “что-нибудь для взрослых”.

Рисунок 4: Майндмэппинг вечеринки по случаю дня рождения годовалого малыша.

Каждый узел стимулирует появление новых идей. Например, «что-нибудь для взрослых» может превратиться в «праздничные детские напитки для взрослых». Некоторые идеи будут давать новые ответвления — обводим их и обозначаем это место как новый узел. Кстати, дополняя карту небольшими зарисовками можно получить новые идеи. Если закончится бумага то просто хватайте новый лист и рисуйте там новые узлы.

Майндмэппинг поможет вам выбросить из головы ранние, очевидные идеи, а также может помочь вам найти закономерности, выявить структуру предмета и как только у вас появится возможность выйти за рамки одиночной миссии — передать идеи и процесс другим.

3. Сон — метод генерации креативных идей

В 1869 году русский химик Дмитрий Менделеев уснул от усталости прямо за рабочим столом. Перед этим он три дня безуспешно пытался выстроить расположение элементов. Решение пришло во сне. «Я увидел таблицу в которой все элементы стояли на своих местах. Я проснулся и повторил это на листке бумаги».

Рисунок 5: Первоначальный набросок таблицы Менделеева 1869 года.

Сон помогает мозгу упорядочить информацию полученную в течение рабочего дня. Часто хорошие идеи приходят к нам во время длительной прогулки или вообще в момент принятия душа. Мысль в том, что озарение наступает после тяжёлого рабочего дня в течении которого вы разбирали множество самых разных идей. Штурмы, скетчи, карты ассоциаций даются нам для разработки идей и подготовки их к этапу создания прототипа.


← Назад | Продолжение (Глава 5) →


Дизайн-мышление - Базовый курс