Авторы английской версии: Коллин Вайтхед (Collin Whitehead), Senior Director of Central Design, Dropbox; Джош Улм (Josh Ulm), VP of Desig, Oracle; Дейв Малуф (Dave Malouf), co-founder Interaction Design Association (IxDA), DesignOps Summit; Жасмин Фридл (Jasmine Friedl), Director of Design at Intercom (ранее led design в Udacity, Fb); Мередит Блэк (Meredith Black), Head of Design Operations, Pinterest
Перед вами перевод бесплатного курса «DesignOps» от компании InVision. Над переводом работали Георгий Бирюков, Ольга Жолудова и Анастасия Свеженцева. При поддержке koptelnya.ru.
Коптельня — команда по быстрой разработке веб-приложений и сайтов.
Содержание:
- Что такое DesignOps (Design Operations) и в чем ценность практики для бизнеса | Глава 1
- Модели DesignOps (Design Operations) | Глава 2
- Внедрение DesignOps | Глава 3
- Team coordination | Глава 4 (в процессе)
- ResearchOps | Глава 5 (в процессе)
DesignOps-процесс или «конвейер»/«фабрика» не исключают творчество, так как цель DesignOps — помочь сфокусироваться только на творчестве и работе с клиентами и не вязнуть в операционке.
Руководить «производством» дизайна по такой системе может как отдельный DesOps-специалист или даже целая DesOps-команда, которая выступает посредником между дизайнерами и заказчиками. Дизайнеры в такой системе могут подключаться как in-house, так и в распределенном/удаленном формате.
Для этого DesignOps — объединяет методологии управления, развития внутренних процессов и развития условий для слаженной и эффективной работы дизайн-команды. А еще DesOps-специалисты развивают инфраструктуру компании для реализации хорошего дизайна. В сфере ответственности DesignOps повышение эффективности дизайнеров.
Сферы ответственности DesignOps (Design Operations):
- рост команды дизайнеров;
- поиск специалистов с подходящими навыками;
- развитие результативных рабочих процессов;
- повышение качества дизайн-решений.
DesignOps сосредоточен на четырёх аспектах среды в которой создается дизайн:
- Процесс проектирования и дизайна
- Координация команды
- Инструменты дизайна
- Культура дизайна
Как я пришел в DesignOps? Мне всегда нравилось разбираться с тем как работает дизайн и как его создают: изучать процессы создания дизайн-решений и исследовать смыслы вложенные в дизайн-решения.
Так, однажды, изыскания в дизайне привели меня в Куинс, штат Нью-Йорк. Это был ноябрь 2017 года. Тогда там собралось аж 300 человек, чтобы обсуждать DesignOps. А сам слет DesignOps стал поворотным моментом, когда DesignOps проявил себя в индустрии. Лично для меня это событие стало кульминацией путешествия в мир дизайна.
Что способствует созданию клевых дизайн-решений
Когда-то в 2005 году я учился в дизайн-школе на курсах повышения квалификации по направлению «Промышленный дизайн». Курсы дали мне понимание сути дизайна и раскрыли, самые ценные дизайн-практики: (1) Открытость к озарениям, (2)Культура продуктивных прерываний, (3)Деструктивное творчество.
- Открытость к озарениям (serendipity by design) — это культурное ядро дизайн-студии. В доцифровую эпоху работа каждого в студии была наглядной, заметной и прозрачной. Наглядность повышала вероятность появления оригинальных идей, так как взгляды сотрудников непрерывно сталкивались с развивающимися дизайн-решениями коллег.
- Культура продуктивных прерываний (culture of interruption) — это ключ к раскрытию потенциала дизайн-решений. Прерывания могут приходить в виде советов, критики, добычи обратной связи от клиентов и т.д.
- Деструктивное творчество (deconstructive creativity) — это подход при котором дизайнеры реализуют черновые идеи целой системы только для того, чтобы оценить и затем разделить ее на части и пересобрать заново в лучшем виде.
Эти три дизайн-практики — ключ к результативной дизайн-команде с качественными результатами работы. А если добавить к этому еще и человеко-центричный подход к созданию дизайн-решений (user-centered design), а также дизайнеров, которые выступают главными сторонниками погружения в потребности пользователей (human understanding and empathy) — получится невероятно продуктивная среда для развития дизайн-решения.
После дизайн-школы я оказался в студии промышленного дизайна (industrial design), а далее взял должность преподавателя дизайна на кафедре промышленного дизайна в Колледже искусств и дизайна Саванны (СКИД). Там я познакомился с подходами дизайн-мышления (design thinking) в сервисном дизайне (service design) и дизайне для устойчивого развития (design for sustainability).
Но был один момент, который прошел мимо меня — это был Agile. Данная методолоия, как оказалось, уже включала в себя все это, просто я был не готов тогда посмотреть на мир дизайна через призму Agile и затем я понял почему.
Почему в Agile забыли про дизайнеров и как затем улучшили методологию
Agile — это итеративный подход к разработке программного обеспечения. При таком подходе кросс-функциональные команды работают сообща, чтобы проработать требования и варианты проектных решений. Принципы зафиксированы в Manifesto for Agile Software Development.
Кратко о принципах Agile. Agile-практики открывают лучшие способы разработки программного обеспечения, а также помогают в этом другим. Ключевые ценности методологии:
- Люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов
- Работающий продукт важнее всесторонней документации
- Сотрудничество с клиентами важнее записей в контракте
- Готовность меняться и адаптироваться важнее, чем следование плану
Хоть элементы, перечисленные в правой части, и имеют большую ценность, Agile рекомендует ценить то, что записано слева. И на то есть основания.
В общем пока я 5 лет учился в кампусе, Agile стал стандартом в создании и развитии цифровых продуктов и, так получилось, что во многом в ущерб дизайнерам — программисты адаптировали методологию под себя.
Дизайн-практика сделала большой шаг назад — видение (vision), исследование (exploration), деструкция (deconstruction), ассоциативное мышление (associative thinking), прерывания (interruptions) были уведены на задний план и перевес ушел в сторону стиля работы программистов (developers).
Такое подчинение дизайна разработке в agile конечно понравилось разработчикам, так как agile сразу начал соответствовать их культуре. Кроме того, гибкие методы дали результаты, поэтому трудно оспорить их ценность. Такие компании, как Amazon, Google, Netflix и Fb были образцом успеха agile-подходов. А дизайнерам просто пришлось адаптироваться к agile-мышлению, чтобы сохранить свои места в командах.
Как выглядит Agile-культура заточенная только для разработчиков:
- Дизайнеры изолированы друг от друга и их работа скрыта от других;
- Дизайн — производственная, а не стратегическая роль, и при этом дизайнеров часто просят просто причесать дизайн (visual cleanup);
- Практика найма дизайнеров основана на практиках найма разработчиков;
- Пути карьерного развития дизайнеров сопоставляются с путями разработчиков;
- Инструменты дизайна не соответствуют поставленным задачам и выбираются без учета функциональности дизайнеров, а исходя из интеграции с инструментами разработчиков;
Понимание Agile эволюционирует и сейчас мы это разберем
Итак, в дизайн я ворвался с должностью Head of interaction design, Rackspace. Это была моя первая работа в «DesignOps (Design Operations)» и мне предстояло «делать дизайн» — это означало (1)«развивать команду дизайнеров» и (2)«повышать ценность продукта для клиентов». Однажды я обнаружил, что метрики успеха для наших коллег-разработчиков и продакт-менеджеров сильно отличались от метрик дизайнеров. Такой подход приводил к выпуску некачественных продуктов. В этом и крылась проблема — разработчики и продакт-менеджеры измеряли успех метрикой — выпущен ли продукт вовремя (product shipped on time), а не метрикой — удовлетворяет дизайн-решение потребности пользователей или нет (satisfied user needs).
Там же в Rackspace я узнал о DevOps и Lean Startup. DevOps (Development Operations) — это связующее звено между командами разработки, ИТ-операций, автоматизации, качества, безопасности и многого другого для обеспечения непрерывной интеграции и развертывания — такой подход помогает быстрее погружаться в потребности клиентов и совершенствовать продукт. А Lean Startup призван снизить бизнес-риски, помочь сосредоточиться на поступательном развитии небольшими шагами с низкими рисками — экспериментах, которые помогают определить курс в котором стоит развивать продукт.
Сочетание методологий DevOps и Lean Startup побудило многих под другим углом взглянуть на Agile, а Agile-итерации стали включать как показатели обучения (learning), так и качества (quality). Скорость теперь была не целью, а побочным продуктом автоматизации. Обучаться итерациями и обучаться быстро — стало единой методологией
Для меня все изменилось в 2014 году, когда я в первый раз познакомился с Dual-track agile. В чем суть метода? Один трек создан для донесения идеи до пользователей, а второй трек посвящен действиям, основанным на обучении. Dual-track включает в систему дизайнера. Но как именно они взаимодействуют со своими коллегами в этой среде и как эти новые рамки помогают дизайнерам применять дизайн-методы исследований (discovery) и открытий (exploration)?
Тогда у меня и появилась идея добавить третью нить — третий поток работы: погружение (understanding) — параллельное и связанное с экспериментами (discovery) и интеграцией (delivery). На этой нити мы согласовываем стратегию создания «правильной» вещи на основе потребностей пользователей и идей команды.
К тому времени мне уже был знаком DevOps, поэтому логично, что и пришла в голову идея назвать этот Tri-track Design Ops.
С того саммита в 2014 году я проделал целый путь от расплывчатой идеи дизайн-операций до установившейся практики DesignOps. А еще на этом пути я собрал единомышленников, которым понравилась идея DesignOps и их истории я тоже считаю интересными. В общем кульминацией этого пути и стал DesignOps Summit.
Почему Design Ops ценится особенно сейчас
Дизайн уже давно стал ключевым бизнес-процессом в высококонкурентном мире. Например в Airbnb 25 продуктовых дизайнеров, а еще есть специфика адаптации продукта под регионы. И это только продукт, а еще есть маркетинговые задачи.
Компании с наибольшим значением Дизайн-индекса МакКинси показывают в два раза лучшие результаты по росту дохода и доходности акционеров, чем в среднем по рынку. Источник: The Business Value of Design, McKinsey, 2018
Цель DesignOps — это повышение вклада дизайнеров в общее дело. Дизайн как практика требует фокусировки на операциях, которые лучше всего соответствуют интересам бизнеса в организации.
Из интервью и наблюдений с ребятами из множества компаний по всему миру я вывел четыре основных фактора, способствующих росту DesignOps — это масштаб, люди, ожидания и включенность.
Организации масштабируются на каждом повороте:
- Команды становятся больше
- Компании открывают новые офисы (а также формируют распределенные команды)
- Дизайн-команды помогают все большему количеству in-house команд
- Компании продолжают создавать новые бизнес-юниты
- Дизайн-решения становятся комплексными и насыщенными функциональностью
- Организации внедряют все больше различных дизайн-практик
- Стек инструментов дизайнера увеличивается пропорционально дизайн-системе
Люди в приоритете:
- Отличные дизайнеры — редкость и они знают об этом. Это делает найм труднее, чем это было раньше. А подготовка такого дизайнера с обширным разноплановым опытом требует времени;
- Продуктовые компании становятся все более насыщенными зонами ответственности, из-за этого затягиваются сроки сборки кросс-функциональных команд
- Дизайн — это не та работа, на которую просто нужно ходить. Дизайнерам важно прокачиваться, развиваться, продвигаться, добиваться признания и получать вознаграждение
Ожидания зашкаливают:
Мы хотим, чтобы у нас были летающие машины, т.е еще более клевый опыт. Мы настаиваем на лучшем дизайне и лучших результатах ценных для клиентов.
Разнообразие и включенность требуют усилий:
Разнообразие команд — это круто для дизайна, но для достижения этого недостаточно сказать “Давайте наймем побольше разнообразных людей”. Людям необходимо прокачиваться и практиковаться, чтобы работать в разнообразных и включенных командах. А для этого требуется обучение, которое будет новым и отличным от того, что работало на предыдущих фазах развития организации.
Для дизайна, как практики, необходимо особое внимание к операциям, которые соответствуют интересам бизнеса организации
— Дейв Малуф (Dave Malouf), co-founder Interaction Design Association (IxDA), DesignOps Summit
Как устроен DesignOps
У каждой компании есть цель. И есть действия, которые требуется сделать, чтобы ее достичь. Если целью моей строительной компании является возведение кирпичных стен, то кладка кирпичей — основной вид ее деятельности. Для моего таксопарка основная цель — переместить пассажира из пункта А и пункт Б, достигается эта цель за счет вождения такси.
«DesignOps несут ответственность за все накладные расходы, связанные с созданием дизайн-решений».
— Джош Улм (Josh Ulm), VP of Design atOracle
Операции (Operations) — призваны помочь достигать целей с минимальными издержками и потерями. Операции включают в себя инструменты и инфраструктуру, необходимые для выполнения действий. На примере такси — таксопарку нужен автомобиль, топливо и дороги. Счетчик, GPS-навигация и оператор являются составляющими экосистемы такси.
Как и таксопарк, дизайн-практика нуждается в наборе сбалансированных действий, поддерживающих ее работу.
Мы говорим о дизайне как о мастерстве — скетчинге, трансформации пикселей и дизайн-критике. Но в более общем виде мастерство — это то, как мы создаем формы и фигуры, которые, по нашему мнению, устранят проблемы клиентов и приведут к позитивным изменениям.
Эти штуки обычно скрыты внутри методов. Любой метод может опираться на разный состав для достижения определенного результата.
В конце-концов, методы соответствуют конкретным процессам. Процессы определяют общий путь к успеху. Классические четыре дизайн-метода: изучить (discover), сфокусироваться (define), задизайнить (design) и поставить клиенту (deliver).
Получается, что Design Ops — это все то, что поддерживает прокачку в мастерстве, методы и процессы.
Разберем на примере. Давайте представим, что вам поручили доделать нарисованные от руки wireframe. Что нужно, чтобы выполнить эту задачу?
Так, вам нужны инструменты вроде набора чертежных предметов. Возможно это карандаш #2 или, возможно, роллер Staedtler 0,5мм. Возможно, вы захотите использовать различные цвета или даже различную толщину. Так может пригодиться линейка или набор трафаретов. Также возможно понадобится что-то для записей — блокнот для рисования, возможно с напечатанной сеткой. У вас есть множество вариантов, только понадобятся некоторые инструменты.
По пути вам будет нужна инфраструктура, которая поможет на пути создания дизайн-решения. Поможет письменный стол и регулируемый стул. Если вы частенько рисуете, было бы неплохо заиметь наклонный стол, который снизит стресс. Где вы храните свои коллекции рисунков — как они систематизируются и как их потом найти?
«DesignOps — это все, что поддерживает высокое качество мастерства, методы и процессы».
— Дейв Малуф (Dave Malouf), co-founder Interaction Design Association (IxDA), DesignOps Summit
Давайте вернемся назад и зададим еще несколько вопросов:
- Как вообще определить что надо рисовать в первую очередь?
- Кто определяет ваш рабочий процесс?
- В какой момент вы закончите, куда вы отправите свои зарисовки и кто решит достаточно ли они хороши?
- Что делать, если ваши чертежи требуют правок, кто это решает и кто вносит правки?
- Этот список вопросов можно дополнять бесконечно.
- Сколько людей действительно необходимо для работы над этими чертежами и как они должны быть организованы?
- В какой момент вы решите привлечь дополнительные силы и как нанять новых людей в организацию?
- Как вам платят за ваши чертежи и когда вы сможете уйти в отпуск (и на какой срок)? Как будет считаться рабочее время для работы с клиентами или рассмотрения претензий между сторонами при возникновении разногласий?
Все вместе: инструменты, инфраструктура, рабочий процесс, люди и управление — это операции.
В конце-концов, то как мы управляем нашими операциями — это наша культура. Это ценности, принципы, миссия, которые движут компанией.
«Инструменты, инфраструктура, рабочий процесс, команда, управление — это операции».
— Дейв Малуф (Dave Malouf), co-founder Interaction Design Association (IxDA), DesignOps Summit
Как работает DesignOps
DesignOps-практика состоит из трех пересекающихся призм или областей внимания.
В DesignOps я заходил через призму бизнес-операций (Business Operations). Мой исполнительный директор в Rackspace чутко отслеживал важность бизнес-операций для успеха команды. И я видел его на стольких же совещаниях с бухгалтерами, IT и снабжением, сколько и с маркетингом, продактом и разработчиками. Он серьезно относился к изменениям в управлении, что создавало очень сильный канал связи для команды — общий рабочий поток.
Такая бизнес-ориентированность в компании дала преимущество нашей команде перед другими. У нас появились Mac (и ускорил создание дизайн-решений), когда ни у кого их не было и куча маркерных досок. У нас было особая карьерная лестница с HR и многое другое. Сосредоточенность на бизнес-операциях приводит к оптимизации бюджета и политического капитала с целью ускорения создания клевых дизайн-решений. В схеме DesignOps за бизнес операции обычно отвечает руководитель.
«Сосредоточенность на бизнес-операциях приводит к оптимизации бюджета и политического капитала — это помогает в создании клевых дизайн-решений».
— Дейв Малуф (Dave Malouf), co-founder Interaction Design Association (IxDA), DesignOps Summit
Другая область внимания в DesignOps — это операции с людьми (People Operations). На своем пути я многократно видел роль карьерного трека для дизайнеров. А еще я видел, как ужасно работает подход к развитию сотрудников по принципу “под одну гребенку” —он срезает моральный дух команды. Дизайн-командам необходима поддержка, ритуалы и определенные ожидания, которые призвана обеспечить целенаправленная работа с людьми. Руководители играют огромную роль в настройке окружения вокруг команд.
«Дизайн-командам необходима поддержка, ритуалы и определенные ожидания, которые призвана обеспечить целенаправленная работа с людьми».
— Дейв Малуф (Dave Malouf), co-founder Interaction Design Association (IxDA), DesignOps Summit
И наконец, Операции управления жизненным циклом продукта (Workflow Operations). Как правило, руководитель проектов (program manager) следит за работой команд дизайнеров и исследователей. Также он отвечает за интеграцию их дизайн-практик с другими командами, развивающими продукт — продуктовая команда и команда разработчиков. Системы, которые поддерживают прием проектов, критерии оценки и определяют дизайн, инструменты и инфраструктуру, также попадают в эту область.
В следующей главе Коллин Вайтхед (Collin Whitehead) поделится деталями уникальных операционных моделей, используемых в Dropbox.
Вывод и рекомендации
Данный курс по DesignOps — это уникальный опыт, лучшие практики и уроки, собранные совместно с DesignOps-руководителями из компаний с передовыми дизайн-решениями. Здесь мы собрали проверенный набор принципов и мнений, а еще мы рассчитываем, что они будут полезны вам и вашей компании.
Это первая глава | Продолжение (Глава 2) →