UX-дизайн

Как стать UX-редактором: чему нужно научиться на старте и как получить первую работу

Рассказываю, как освоить профессию UX-редактора. Рассмотрела вопросы: с чего начать, что знать и уметь, к чему стремиться, как оформить портфолио, а также затронула зажигательные моменты профессии 🌿👇🏻
Иллюстрация Ilona Rybak: https://dribbble.com/shots/12472049-HOLDING-BREATH

В России набирает обороты новая профессия UX-редактор — этот спец разбирается в дизайне интерфейсов, грамотно и просто пишет и тем самым делает продукты понятнее для клиентов. Сильный UX-редактор может расчехлить Figma и переделать пользовательский сценарий так, чтобы клиенты радовались, а в техподдержку прилетало меньше жалоб и непоняток.

По данным Яндекс.Wordstat, количество запросов «ux-редактор» утроилось (если сравнить март 2019 года и сентябрь 2020). Такие специалисты уже работают в Joom, Яндексе, Авито, Gett, Сбере, и другие компании тоже потихоньку осознают необходимость в UX-редакторе.

В международных проектах по дизайну я с 2015 года: создаю интерфейсы мобильных и веб-приложений, сайты, лендинги, рассылки, промо и диджитал-брендинг. В проектах активно работаю с UX-редакторами и вижу, где ребята оказывают суперпомощь. Получилось интересное исследование.

В этом руководстве я постаралась подробно раскрыть тему «как стать UX-редактором». Здесь все, что нужно знать и уметь на старте карьеры UX-редактора, чтобы влиться в продуктовую команду и сделать свой первый проект.

Содержание:

  1. Кто такой UX-редактор
  2. Что делает UX-редактор
  3. В чем ценность UX-редактора для бизнеса
  4. Навыки UX-редактора
  5. С чего начать изучение UX-редактуры
  6. Как собрать портфолио UX-редактора
  7. Сколько зарабатывает UX-редактор
  8. Где искать вакансии UX-редактора
  9. Где учиться UX-редактору и куда расти
  10. Вывод и рекомендация

Кто такой UX-редактор

UX-редактор — специалист, который помогает улучшить тексты в продукте, в интерфейсах приложений, сайтах, чат-ботах, push-уведомлениях. UX-редактор не создает тексты с нуля, он дорабатывает уже существующие тексты в дизайн-концепции, пилотном продукте или боевой системе. UX-редактор подключается, когда продукт уже способен решать задачи и у него есть первые пользователи (группа первопроходцев). 

Чем UX-редактор отличается от копирайтера

Что делает UX-редактор

Главная задача UX-редактора — повысить эффективность пользователя программного продукта (вместе с UX/UI-дизайнером). Чтобы написать короткую фразу для кнопки, ему нужно изучить идею продукта и пользовательский сценарий, а уже потом предложить текст. От текстов в продукте в том числе зависит первое впечатление пользователя — обрадуется ли он, предвкушая, что быстро решит задачу, или закроет приложение раз и навсегда, потому что все сложно и запутанно.

Работа над продуктом начинается со Стратегии, Исследования и Создания дизайн-концепции. С работой по созданию дизайн-концепции, прототипа или пилотной версии продукта справляются Продакт-менеджер, Продуктовый дизайнер (UX/UI) и Программист. Но как только встает задача придать продукту завершенность, адаптировать продукт под культурный контекст, на поле выходит UX-редактор.

Задачи UX-редактору ставит продакт-менеджер или менеджер проектов. На крупных проектах Продуктовый дизайнер (UX/UI) работает в паре с UX-редактором, чтобы получить боевое выверенное решение.

Со стороны может показаться, что UX-редактор просто переписывает тексты на кнопках исходя из своего опыта и опирается на правила языка, но на самом деле, при грамотном подходе, он участвует во всех этапах Продуктового дизайна (UX/UI): UX-исследования, Аналитика, Дизайн интерфейсов (UI-дизайн) и даже на этапе маркетинговой упаковки.

Интерфейс программного продукта — как диалог. Пользователь не просто нажимает на кнопки, он как бы общается с программным продуктом через интерфейс (дает команды, получает ответы и дает новые команды).

UX-редактор занимается дизайном вербальной коммуникации (речь/тексты) и заодно участвует в улучшении пользовательских сценариев — помогает сделать программный продукт родным (своим) для пользователей. Программный продукт (приложение/сайт) требует адаптации к культуре, где его будут применять. На базовом уровне UX-редактору требуется сделать редактуру либо перевод или, как говорят, сделать тексты в интерфейсе доступными для пользователя, понятными с учетом культурного контекста и контекста задачи и целей.

В чем ценность UX-редактора для бизнеса

UX-редактор доводит до состояния готовности тексты в интерфейсах продукта (по сути в коммуникации с пользователями). Коммуникация — это общение, оно должно быть уверенным, грамотным, доступным для понимания клиентами. ✍️😎 Если текст для продукта в последний момент сочинил разработчик — у клиента может сложиться впечатление, что продукт сыроват, как и текст. 

Коммуникация бывает вербальная и визуальная — это история про комплексный дизайн. Комплексный дизайн в крупных компаниях создает целый штат специалистов: UX-исследователь, UX-дизайнер, UX-копирайтер, UI-дизайнер (Дизайнер интерфейсов), Бренд-дизайнер. В стартапах все зажигательнее, собирается команда мультиинструменталистов и прорывается к интересной и полезной для клиентов цели — преследеют мечту сделать мир лучше/интереснее с помощью новой идеи.

UX-редактор берет на себя, в первую очередь, вербальную коммуникацию в продукте (формулировки, слова, синтаксис, голос). UX-исследователь бы сказал, что UX-редактор помогает сделать интерфейс и тексты такими, чтобы все соответствовало ментальной модели потребителя. Поэтому и выходит, что сильные UX-редакторы выполняют часть работы UX-исследователей (когда такой роли нет в компании) или дополняют исследовательскую команду, так как чаще именно они (в силу среды, в которой росли в детстве, и/или в силу увлечений) лучше знают язык и могут проникнуть в культуру пользователей. Особенно ценны в международных проектах.

UX-редактор привносит спокойствие в команду при запуске и доставке продукта в руки клиентам — с ним продуктовая команда уверена, что сырости коммуникации продукта с потребителем нет — продукт общается с клиентом на другом континенте или в другой стране грамотно, уверенно и на понятном для клиента языке.

UX-редактор помогает увеличить продуктовые метрики. Он гарантирует попадание продукта в культурный контекст в плане коммуникации. А при правильной коммуникации пользователи быстрее достигают важных целей и созревают до принятия решения о покупке.

Навыки UX-редактора

UX-редактор легко выйдет на контакт с пользователями в ключевом для компании регионе присутствия, сделает тексты доступными для понимания и даже найдет способы сделать продукт удобнее и функциональнее, нырнув в культурный контекст пользователей.

UX-редактор обладает развитым гуманитарным мышлением и прокачан в диджитал: коммуникатор, грамотный, понимающий психологию людей и жизненные страсти. Очень важно, чтобы он знал язык и культуру страны, из которой привлекаются ключевые клиенты (английский, китайский, русский — язык, на котором говорит ключевая аудитория продукта).

С чего начать обучение UX-редактуре — первые 10 шагов UX-редактора

Изучать ролики на YouTube, просматривать интерфейсы на Бехансе или Дрибббле, изучать, из каких элементов состоят интерфейсы, читать Медиум или все же поступить на специальность в онлайн-университет? Разбираем, как стать UX-редактором, когда все вокруг так стремительно развивается.

Шаг 1. Начните использовать ежедневно самые свежие версии топовых приложений

Начните активно потреблять современную UX-культуру, зарабатывайте насмотренность и вкус. Вот подборка приложений, которые важно пощупать на деле. Все они уже стали культовыми, каждый из брендов силен особой культурой и атмосферой, признан на международной арене и притягивает пользователей со всего мира. Это бренды, которых ежедневно касается миллионная аудитория:

Шаг 2. Изучите лучшие UX-кейсы и международные практики

Понаблюдайте в работе за профессиональными командами, пилотажем которых вдохновляется весь мир — это признанные асы диджитал-среды. Распечатайте инсайдерские фото их процессов работы, покрутите в руках, повесьте на свою доску вдохновения. Вам предстоит работать так же:

Шаг 3. Возьмитесь за первый проект по дизайну интерфейсов и сделайте его вместе с наставником

Как можно раньше познакомьтесь на практике с дизайном интерфейсов от UX-исследований к продукту. К примеру, пройдите курсы UX/UI на Breezzly. Задизайните вместе с наставником веб-сервис, приложение для смарт-часов или мобильное приложения для бронирования кафе, а затем уже погружайтесь глубже через очные курсы с командной работой (помогут сильнее прочувствовать весь дух профессии).

Шаг 4. Изучите ТОП-3 книги по UX (международный ТОП)

Мои первые три книги, которые прямо зашли и разожгли интерес к UX-дизайну:

Эти книги хороши жизненной подачей, сильной позицией автора с международным признанием, обилием иллюстраций, схемами мышления и работы, личными кейсами и проверенными боем на международном рынке советами.

Шаг 5. Распечатайте процесс работы UX-дизайна (User-centered design) и пощупайте каждый этап как можно раньше

Ваша программа максимум — пощупать каждый этап процесса работы UX-дизайна. Это карта вашего путешествия в мир проектирования пользовательского опыта (UX/UI). Классический User-centered design. Кстати, именно по этой карте работают международные компании. UX-дизайнер назвал бы эту карту CJM или Customer Journey Map.

Шаг 6. Проведите юзабилити-тестирование и улучшите по результатам интерфейс приложения

Возьмите приложение, которое используете вы и ваши друзья. Например, приложение для заказа пиццы. Проведите эксперимент по улучшению приложения на основе мини-юзабилити-теста: как только соберетесь заказывать пиццу с друзьями, попросите их озвучивать процесс размышлений: пусть проговаривают все, что они делают и почему, все, что им нравится или бесит, когда пытаются сделать заказ пиццы. Записывайте все на диктофон, а дома проанализируйте запись на предмет Барьеров, Целей, выделите Плюсы. А затем сделайте скриншоты каждого экрана приложения до цели и попробуйте доработать интерфейс в Figma.

Шаг 7. Вступите в самые популярные UX-сообщества и задайте самый волнующий вопрос

В рунете есть три самых насыщенных информацией сообществана тему продуктового дизайна. Вступайте же:

Шаг 8. Опубликуйте портфолио

Главный совет: даже если у вас нет портфолио, но есть горящие глаза — бейтесь за вакансию. Если блестяще выполните тестовое задание — вас возьмут. 

В диджитал-мире решают не сертификаты, а портфолио — оно серьезно повышает ваши шансы на проект. Как собрать свой первый кейс, если вы стартуете с нуля? Ответ простой: придумайте себе работу в любимом приложении, сделайте проект на курсе, помогите с проектом знакомым.

Портфолио UX-редактора строится по принципам дизайн-мышления: опишите ситуацию и проблему, расскажите о пользователе, предложите решение, объясните, как к нему пришли, и опишите, в чем ценность решения для пользователя и бизнеса.

Шаг 9. Пройдите практику на боевом продукте

При принципу пяти рукопожатий начните изучать, кто из знакомых уже работает в диджитал-компанииях, и договоритесь о встрече-знакомстве. Цель встречи: найти первую точку совместного сотрудничества.

Шаг 10. Совершенствуйтесь: осваивайте новые инструменты, качайте навыки, пробуйте новые методы

Выработайте собственные ритмы: в квартал по навыку, в неделю по книге, в год по рубежу, в пятилетку по проекту. Такой распорядок помогает периодически оценивать прошлое и еще более драйвово вкладывать время в настоящем и даже моделировать будущее (а мы же дизайнеры и любим моделировать!).

Как собрать портфолио UX-редактора

Самый простой способ собрать первое портфолио — взять продукт, которым вы пользуетесь ежедневно: наверняка вы замечали, что в нем что-то не идеально. Возьмитесь и выпишите все улучшения в Google Docs в формате комментариев к каждому экрану приложения — так получится первый кейс. Затем можно сделать еще три, чтобы проверить себя на любовь к делу и расширить ассортимент проектов.

Если брать высоту повыше — создайте прототип продукта под ситуацию, в которой существующие аналоги — не помощники: опишите задачу, сделайте небольшое исследование, соберите кейс с упором на коммуникацию в стиле «интерфейс как диалог» и объясните, почему новая версия помогает пользователям достигать целей эффективнее.

Примеры портфолио UX-редактора:

Где искать вакансии UX-редактора

Статистика по вакансиям на HH: 850 вакансий «ux-дизайнер», 13 вакансий «ux-редактор» и «ux-писатель». Только кажется, что вакансий мало. На самом деле такой специалист нужен каждой диджитал-компании. Поэтому нужно знакомиться с работодателями и искать способы, где вы можете быть полезны. Профессия для рунета новая, поэтому обязанности UX-редактора могут скрываться под вакансиями «UX-копирайтер», «продуктовый редактор», «технический писатель», «копирайтер».

Где можно найти интересные вакансии:

Сколько зарабатывает UX-редактор

В августе 2020 года кандидату на вакансию UX-редактора Сбер предлагал в Москве от 150 000 руб. до вычета налогов (требуемый опыт: 1–3 года). У многих компаний стоит статус «по итогам собеседования». Зарплата начинающих специалистов находится в традиционном диапазоне вокруг средних зарплат в отрасли по региону (или чуть выше), не уступает зарплатам UX/UI-дизайнера.

Где учиться UX-редактору и куда расти (бесплатно и платно)

Изучите портфолио и обозначьте для себя высоту — собрать нечто похожее. Затем начните погружаться в тему продуктового и дизайн-мышления и пользовательских исследований. Затем попробуйте себя в редактуре.

Онлайн-курсы по UX-редактуре:

Международные каналы по UX-редактуре:

Вывод и рекомендация

Как можно раньше попробуйте себя в проектировании пользовательского опыта (UX/UI-дизайне) и дизайне интерфейсов. Например, вы можете научиться работать в программах для проектирования интерфейсов на платформе Breezzly. Breezzly поможет вам стать смелее в предложении интерфейсных дизайн-решений на практике. Здесь вас встретят дизайн-проекты во всех популярных инструментах (Figma, InVision Studio, Principle) и на всех видах популярных у клиентов проектов. А как только получите первый опыт работы с интерфейсами, двигайтесь по схеме 10 шагов UX-редактора из статьи.