Курс «Руководитель отдела дизайна/арт-директор»

Схема результативного дизайн-процесса с циклами обратной связи | Глава 4

Оргструктура помогает системно подойти к выполнению большой работы и укладываться в срок. Разберем, в чем ее ценность и как это работает.

(Перед вами перевод бесплатного курса «Design Leadership» от компании InVision. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)

Обратите внимание на поэтапный подход к развитию проекта с обратной связью на каждом этапе — так вы сможете вовремя вносить корректировки и добиваться качества.

«Если люди предоставляют друг другу конструктивную обратную связь (feedback), то у вас здоровая дизайн-культура».

Дастин Сесон, Ex-руководитель отдела дизайна, Medium

Давайте разберем почему встройка обратной связи (feedback) в дизайн-процесс сильный ход для команды и проектов:

  1. Дизайн-решения с очевидными недостатками станут реже получать время на проработку.
  2. Больший ассортимент точек зрения на одну и ту же проблему поможет дизайнерам быстрее находить эффективное решение.
  3. Презентация работы для получения фидбека поможет команде синхронизироваться с общим вектором проектов и показать всем заинтересованным лицам ясные сроки и этапы.
  4. По мере приобретения привычки получать и выдавать фидбек дизайнеры научатся точнее продумывать свои дизайн-решения и формулировать идеи.
  5. Регулярные обмены обратной связью дадут младшим дизайнерам возможность учиться у старших дизайнеров, что повысит уровень каждого в команде.

Построение схемы обратной связи в команде напрямую также связано с системой распределения проектов.

Подготовка почвы для фидбека

Подумайте об организации пространства для проведения feedback-сессий – это должна быть среда, способствующая обмену идеями и открытому сотрудничеству. Важно выделить время и место для проведения таких встреч, быть всем на связи, что особенно важно для распределенных и удаленных команд.

Лично

Ваша дизайн-студия — это особенное творческое пространство, в нем вы обмениваетесь идеями, обсуждаете, штурмите, переделываете и даже празднуете. Важно донести ребятам идею того, что это место хорошо подходит для активных действий и обмена мнениями.

Если у вас еще нет принтера — купите и объедините всю команду. Пусть все самое важное ежедневно публикуется и заполонит все пространство на стенах. Все это будет способствовать спонтанным беседам и возникновению новых идей.

Если ваши стены не годятся для размещения работ, то закупите листы пенопласта размером 2 x 1.5 метра и приставьте к стенам. Затем возьмите ленту Washi, чтобы дизайны смотрелись стильно (ее потом можно легко отклеить). Рядом разложите маркеры и стикеры, чтобы каждый в команде мог легко оставить небольшой отзыв рядом с работой.

«Наши работы развешаны по всем стенам студии — причем это не выточенные идеи, а заметки, фотографии и наработки того, над чем идет работа. Когда проект разворачивается перед глазами и растет день за днем на твоих глазах, хочется вложить еще больше сил в его проработку. К тому же, расклейка работ по стенам побуждает к постоянному диалогу о том, как тут все можно улучшить. Такой подход делает работу осязаемой, доступной и наглядной — все это дает гораздо больше шансов получить ценную обратную связь (feedback) и конструктивную критику».

Джордж Ай, co-founded Greater Good Studio

Команда дизайнеров Greater Good Studio зашла так далеко, что создала отдельные отсеки для проектов — модульное пространство для размещения работ и вовлечения заинтересованных в дискуссии. Каждый новый проект, который они начинают, получает свою собственную бухту — физическое отображение роста развития.

Проектный отсек в Greater Good Studio.

Кстати, детализация работ может влиять на обратную связь: обратной связи будет поступать меньше, если дизайн выглядит отточенным и завершенным (Pixel-perfect). Черновики и промежуточные решения обсуждают в разы больше, потому что каждый понимает, что вы еще в процессе и вам наверняка пригодится совет.

«Мастерская (или дизайн-цех — ваше рабочее пространство) — это особое место, в котором можно проявлять творческий подход и делать работу в лучшем виде, — возможно, это даже самое лучшее, что может сделать руководитель для культуры в организации, чтобы ориентировать ее на дизайн для людей».

Ричард Бэнфилд

Совет профи

Не забывайте про экран.

Обязательно проверяйте все идеи и на экране. Интерактивный дизайн, анимация и адаптивный дизайн — все тестируйте в контексте максимально близком к пользователям. Задача печати привлечь к разговору больше людей (что важно!), но в конечном итоге вам важно добиться решения в контексте (на экране).

Удаленно

Команды на удаленке могут организовать сбор обратной связи через Slack, Trello, Google Hangouts и, конечно же, InVision. Вся команда дизайнеров InVision работает в remote-формате и использует свой собственный продукт для проведения дизайн-ревью. LiveShare, функция совместной разработки в InVision, помогает команде презентовать работу и собирать фидбэк в режиме реального времени. Начальные идеи исследуются с помощью механизма Boards, а затем превращаются в прототипы, которые снова поступают в команду для сбора обратной связи.

Сейчас очень много доступных инструментов, с которыми удаленные команды могут организовать циклы сбора обратной связи.

Подготовив почву для сбора обратной связи, вы теперь готовы задать формат для каждого типа обратной связи, которая потребуется.

Внедрение процесса сбора обратной связи (feedback)

Открытый дизайн-процесс — это только первый шаг. Вашей команде также необходимо начать добывать отзывы о проектах, синхронизироваться с товарищами по команде, чтобы убедиться в прогрессе, учиться на ошибках и становиться лучшим в своем деле. Это сложная задача, и для нее требуются разные типы обратной связи (feedback).

Мы рассмотрим несколько подходов, которые помогут добывать обратную связь вовремя.

«У нас циклы сбора обратной связи от клиентов, рынка и всех заинтересованных налажены для каждой команды».

Кэти Дилл (Katie Dill), Head of Experience Design at Airbnb

Дизайн-ревью

Ревью – это клевая возможность привлечь экспертов, в том числе из других команд для совершенствования дизайн-решений.

Коллеги из службы поддержки, разработчики, продакты, QA, юристы, маркетологи, эксперты предметной области, клиенты и даже руководители обладают свежим взглядом на ситуацию — множество точек зрения поможет вам по-другому взглянуть на ваше решение и внести доработки. В то же время не приглашайте слишком много людей, вам просто не хватит времени провести погруженную беседу со всеми . 

Когда должны происходить ревью дизайна: Регулярно – это сподвигнет вашу команду всегда двигаться вперед.

Кому необходимо присутствовать: Дизайнер плюс еще 7 человек, не больше.

Как это работает: дизайнеры получают фидбек для совершенствования дизайн-решения. 

Не ждите полировки проекта, чтобы однажды показать его на ревью целиком. А то так сожжете ценное время и сделаете меньше циклов учета нюансов, а значит, решение получится менее отточенным и совершенным. Обратную связь важно добывать ритмично на протяжении всего проекта.

Помните, что ревью дизайна — это конструктивная критика, которая помогает дизайнерам получить ассортимент точек зрения, расширить видение и добиться лучшего воплощения проекта в срок. Ревью может происходить на разных этапах проекта. Часто бывает полезно сделать это в ранней фазе, чтобы дизайнеры получили свежий взгляд и нюансы контекста, прежде чем вложат слишком много времени в идею, которая может быть ошибочной. Середина и фаза ближе к финалу проекта также хороши для корректировок и шлифовок.

Дизайн-стендапы

Дизайн-стендапы — это короткие ежедневные сверки, которые помогают вашей команде быть в курсе ситуации. Как следует из названия, стендап проходит стоя, поэтому не получится войти в долгий монолог и размечтаться.

Хотя большинство команд предпочитают проводить стендапы по утрам, вы можете подумать о том, чтобы провести их после обеда. Просто утро — это время, когда ум ясный и есть возможность вложиться в творческую работу. Для команд, которые работают на удаленке лучше выбрать время, подходящее нескольким часовым поясам.

Когда должны проходить: это должно происходить ежедневно для больших или распределенных команд и реже для небольших команд.

Кто должен присутствовать: все ребята из команды дизайнеров.

Как это помогает: ваша команда получает возможность синхронизировать проекты.

В стендапе каждый человек из команды отвечает на 3 вопроса:

  1. Что сделано за вчера?
  2. Что в плане на сегодня?
  3. Что мешает в достижении цели?

Стендап — это не дизайн-ревью. Если кому-то требуется фидбэк по дизайну, сделайте это после встречи — помните, что стендап должен быть коротким и посвящен движению проекта и барьерам на пути.

Ретроспектива

Каждый проект — это замечательная возможность учиться и получать бесценный опыт. А паузы с целью оценки проделанной работы как раз помогают извлекать бесценный опыт. Как только вы зарелизили проект или завершили спринт, самое время подумать о том, что получилось хорошо, что смутило, а что не очень.

  1. Что прошло гладко?
  2. Что не укладывалось в голову?
  3. Какие были барьеры и что не удалось выточить блестяще? 

Когда они должны проходить: после релиза проекта или завершения спринта.

Кто должен быть присутствовать: все ребята, которые работали над проектом.

Как это помогает: ваша команда получит опыт и усвоит уроки из каждого проекта.

Мэтт Спил, директор по дизайну Treehouse, регулярно проводит ретроспективы. Перед встречей он отправляет команде предварительный опрос, чтобы уловить точку зрения каждого в команде. А еще такой подход помогает избежать ошибочного восприятия информации о проделанной работе: когда общаешься со всей командой разом — упускаешь нюансы от каждого.

«Ретроспективы — это ценный инструмент, потому что они помогают командам определить сильные и слабые стороны. Такие мероприятия помогают дизайнерам высказать свое мнение о процессе работы и начать расти и совершенствоваться быстрее».

Мэт Спил (Matt Spiel), Design Manager Lyft, ранее Lead design Treehouse.

Мэт часто просит ребят из команды оценить работу группы или персонально, каждого по шкале от 1 до 5. Все оценки записываются в одном месте. Затем для прозрачности и честности, ребята получившие разные оценки могут попросить высказать свое мнение на собрании и обсудить это.

Мэтт просит команду оценить свою работу как в группе, так и индивидуально по шкале от 1 до 5, где 5 — наивысший балл. Обычно результаты группируются вокруг среднего значения, а бывают и выбросы (в среднем 4.5, а у кого-то 2). Ребят из команды, которые дали выбивающиеся оценки, просят поделиться своим мнением на собрании, чтобы прояснить тонкости и понять как усовершенствовать процесс.

Обсуждение на ретроспективах Treehouse происходит вокруг 3 вопросов, общих схожих с Agile-техниками:

  1. Что хорошо сработало?
  2. Что сработало плохо?
  3. Что мы можем сделать, чтобы улучшить процесс нашей работы?

Если часто проводить такие ретроспективные встречи, то откровенные обсуждения будут намного легче и проще и это также повлияют на доверие внутри команды.

Срез и детальный анализ ситуации

Срез может показаться грубым, на первый взгляд, но это намного лучше, чем повторение одних и тех же ошибок регулярно. Это прекрасная возможность для вашей команды изучить и улучшить ваши процессы.

Не все проекты идут гладко и бывает, случаются ужасные и неправильные штуки. Тогда нужно собрать всех, кто работал над проектом и рассмотреть ошибки, с целью извлечь из этого уроки. 

Хотя проекты в Etsy редко идут не по плану, но процесс на этот случай продуман четкий:

Вот как провести срез проекта:

Перед встречей: отправьте email или сообщение в общий чат с просьбой команде определить ключевые вехи на таймлайне проекта. Эти точки и будут обсуждаться на встрече. Сосредоточившись на событиях, вы смените фокус с негатива вокруг дел и сфокусируетесь на конструктивном.

Модератор: вам потребуется модератор, который не участвовал в проекте и будет беспристрастным. Дайте ему доску для заметок, которую видно всем.

Основные правила: модератор первым делом должен заявить, что это не сеанс обвинений, а возможность чему-то научиться. Это беседа о недостатках в схемах командной работы, а не о людях в команде.

Факты: люди вспоминают события по-разному. Модератор может помочь команде договориться о том, что на самом деле произошло, чтобы можно было извлечь уроки. Здесь как раз и поможет временная шкала.

Уроки и действия: после выявления ключевых ошибок и извлеченных уроков, запишите их на доске так, чтобы всем было видно. Важно нащупать нюансы, которые мешают делать дело хорошо, и наметить срок, к которому получится их устранить.

После встречи: извлеченные уроки важно быть отправить по email каждому в команде вместе с планом действий (целями, которые важно достичь и задачами, которые важно выполнить в привязке к ответственным).

Когда ваша команда снова войдет в ритм, самое время начать думать масштабней и брать новые горизонты. 

Выводы и рекомендации

  1. Сделайте регулярный сбор обратной связи привычкой, так команда сможет активно расти.
  2. Команде важно начать публиковать свои работы на всеобщее обозрение. Обратная связь возникнет естественным образом, если вы создаете благоприятную среду.
  3. Если ваша команда работает удаленно, настройте обратную связь с помощью Slack, Trello, Google Hangouts и InVision — подберите подходящий комплект для вашей команды.
  4. Проводите ревью дизайна регулярно, чтобы раздавать дизайнерам детальную обратную связь с учетом целей проекта.
  5. Регулярно проводите дизайн-стендапы, чтобы помочь команде быть в курсе развития проекта.
  6. После релиза или завершения каждого проекта проведите ретроспективную встречу, проанализируйте извлеченные уроки и улучшите процессы работы команды.
  7. Если дело продвигается плохо сделаете срез и детальный анализ происходящего.

← Назад | Продолжение (Глава 5) →


Курс «Руководитель отдела дизайна/арт-директор»