book-open 1 test
UX-дизайн

С чего начать обучение UX-дизайну и как стать профессионалом

Проанализировала опыт в UX-дизайне, разложила по полочкам, и сейчас расскажу как я начинала и с чего лучше начать в UX-дизайне первым делом.
Иллюстрация Jack Daly: https://www.behance.net/gallery/76255517/The-New-Design-Frontier

UX-дизайнер – изобретатель цифровых продуктов призванных улучшить что-либо в текущей реальности.

UX-дизайнер исследует миры (реальный, цифровой и на границе) под разными углами обзора, подмечает точки для улучшения, а затем предлагает концепцию продукта, который поможет клиентам достигать своих целей на более высоком уровне, за определенную оплату.

Содержание:

Чем зажигает UX-дизайн и в чем его ценность

UX-дизайн – это про создание полезных и прибыльных цифровых продуктов. За пользу и ценность сейчас отвечают продакт-менеджеры, за сбыт ценности и прибыльность руководители маркетинга и продаж, за конструкцию, комфорт работы с продуктом и визуальную часть дизайнеры интерфейсов (UI-дизайнеры), а за исследования ux-исследователи.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Крупным планом UX-дизайн – систематические действия направленные на улучшение жизненных процессов с помощью цифровых продуктов. Такое улучшение носит качественный характер и его можно измерить количественно, например клиентам работать станет приятнее (опрос, retention), эффективность вырастет (опрос, метрики) и в итоге выручки тоже станет больше (метрики и сумма на счету).

Вот три эффекта от хорошего UX-дизайна:

Выжимку собрала из статьи про окупаемость инвестиций в UX: Кейсы редизайна в сфере B2B:

C чего лучше начать первым делом в UX-дизайне

В диджитал профессионально я c 2011 года: программировала, 3D-моделлила, веб-дизайнила, UI-дизайнила, UX-дизайнила и даже удалось получить опыт в проектах по UX-исследованиям и бренд-дизайну.

За это время я пришла к выводу, что самые лучшие способы старта в любом деле – это поработать плечом к плечу с профессионалом в своем деле. Над настоящими или вымышленным проектом – не важно. Онлайн или вживую. Главное, чтобы этот проект был важен для вас, наставник был рядом и объяснял как делать дизайн по шагам – это очень важно, когда вы только начинаете.

В UX-дизайне вы найдете себя легко, так как он мультидисциплинарный по своей природе. В профессию UX-дизайнера вы можете зайти с множества точек:

  1. Бренд-стратегия и Менеджмент – для ребят с организаторскими способностями, склонным выстраивать системы для достижения целей;
  2. Исследование пользователей (UX-исследования) – для ребят с повышенными коммуникативными навыками, которые любят изучать события и явления в обществе с целью докопаться до причин;
  3. Проектирование и дизайн интерфейсов (UI-дизайн) – идеальна для визуалов, художников, творцов и ребят с конструкторской жилкой;
  4. Программирование и Тестирование ПО – для ребят с творческой жилкой, увлеченных конструирование различных механизмов;
  5. Продвижение и Продажи – для открытых к жизни, контактных и пробивных ребят с деловой хваткой, готовых к публичным выступлениям и презентациям перед публикой;
  6. Анализ данных и прогнозирование – для ребят с математическим складом ума, которые любят анализировать закономерности в данных и докапываться до причин явлений;

Каждая из точек требует одинакового объема подготовки и поэтому самое лучше на старте выбрать одну точку притяжения и взяться за интересный проект. И главное, чтобы первый проект вы могли понаблюдать как делается наставником на ваших глазах. Такая техника обучения называется Job Shadowing (от слова shadow — тень). Таким образом, вы следуете за экспертом, словно тень. Дальше все зависит от времени, которое вы уделяете практике. Регулярность прежде всего: хотя бы полчаса ежедневных занятий — и мастерство уже будет прирастать ощутимо. А если вы еще при этом будете изучать фундаментальные труды – книжки от международных экспертов, то получится невероятное по результативности комбо.

Кто может стать UX-дизайнером

Самыми ценными UX-дизайнерами считаются ребята, которые могут решить вопрос  комплексно – провести исследование, предложить дизайн-решение, помочь с внедрением и сработать на метрики продукта. Это ребята – преобразователи по своей природе.

В UX-дизайн приходят: архитекторы, спецы из профессий на стыке с информационными технологиями, веб-дизайнеры, психологи, социологи, менеджеры проектов, специалисты техподдержки, тестировщики, программисты, менеджеры по продажам.

Для продуктивной работы UX-дизайнеру пригодится системное и логическое мышление, навыки визуализации, коммуникации и навык делать выводы в результате анализа больших объемов информации.

Специальное дизайнерское образование, конечно приветствуется, на зачастую куда важен настрой на непрерывное развитие. К примеру, дизайнер Google Фиона Йонг рассказала, что в её команде — лишь несколько специалистов с образованием дизайнера. Остальные раньше работали в смежных областях или вообще по другому профилю. Кто-то занимался когнитивными науками, а кто-то психобиологией.

Как я начинала в UX-дизайне

В детстве я любила рисовать. В школе математика привлекала меня формулами и закономерностями. Затем в ВУЗе освоила основы программирования и тестирование. На курсах после ВУЗа прокачалась в проектировании, интерактивном дизайне и бренд-дизайне. Когда начала работать в агентстве и продуктовой команде прокачалась в пользовательских исследованиях и по-сути стала эдаким художником-инженером или дизайнером-инженером.

Самое сложное, что мне пришлось осваивать – это навык исследования, людей и данных. В инструменты работы с данными я погружаюсь потихоньку до сих пор и в психологию тоже. Без исследований никуда, особенно когда работаешь в продуктовой команде и все задачи по разработке на себя берет отдельная команда программистов, а силу дизайн-решений нужно обосновывать.Теперь я понимаю, что исследования – это отдельная работа, которая требует отдельного фокуса внимания и погружения. Но больше времени конечно я выделяю на прокачку творческой смелости (бренд-дизайн. иллюстрация, анимация), а не на прокачку аналитического мышления.

Как начинают в UX-дизайне с дизайнерским бэкграундом

Собрать материалы для этого блока помогла статья От IBM до Uber: история крупнейших компаний — в 33 книгах.

Как начинала в UX-дизайне графический дизайнер: история дизайнера из Google

Кратко: Фиона Юнг прокачалась в графическом дизайне и креативности, обучилась веб-дизайну, дизайну интерактивных систем. Решила начать работать дизайнером в продуктовой компании. Вот тут полное интервью с советами и инструменты для начинающих UX-дизайнеров от дизайнера Google.

Как начинал в UX-дизайне промышленный дизайнер: история основателя Airbnb 

Кратко: обучался дизайну, выпустился, столкнулся с жизненной проблемой, почувствовал глобальный охват, получил озарение. Объединился с друзьями, в том числе программистами, и решил проблему цифровым продуктом при поддержке наставников.

В октябре 2007 года два безработных выпускника Школы дизайна снимали четырехкомнатную квартиру в Сан-Франциско. Чтобы подзаработать на аренду, приятели придумали пускать участников большой конференции разработчиков, которым не хватило мест в забитых до отказа гостиницах города, на ночлег на надувных матрасах в свою квартиру. За сутки ребята создали сайт airbedandbreakfast.com, а уже через шесть дней у них гостили трое незнакомцев, каждый из которых заплатил $80 за ночь. Читать историю целиком.

Как начинал в UX-дизайне креативный директор: история дизайнера и основателя Tilda

Кратко: Внутренний инструмент дизайн-студии для подготовки презентаций в формате лонгридов заточенный на менеджеров с минимальными навыками дизайна превращают в стартап.

До запуска Tilda Publishing Никита Обухов был креативным директором бутик-студии FNKPNK, одной из самых уважаемых на российском рынке веб-дизайна. Основные отличительные особенности проектов студии – удобство в использовании и высокий, «западный», стиль графики. Читать историю полностью.

Как начинали в UX-дизайне дизайнеры: история дизайнеров из Rambler, которые автоматизировали уборку квартир

Кратко: Два дизайнера из крупной компании решили проверить идею. Взяли накопления. Нашли программистов и запустили проект по уборке квартир.

История компании Qlean началась в 2013 году, когда Никита Павлов с Александром Коровиным работали дизайнерами в Rambler. Никита пришел в команду из Look At Me, а Александр — из «Яндекса», они говорили на одном языке. А в какой-то момент просто сели и начали думать о том, какой бы свой проект можно было создать. Читать историю полностью.

Как начинали в UX-дизайне дизайнеры спецпроектов: история дизайнеров из Look At Media, которые создали приложение Glitché

Кратко: Арт-директор и спец из его команды вечерами, после работы, создавали прототип. В итоге получилось приложение годовая выручка которого достигает $500 тыс., среди поклонников приложения — Кайли Дженнер, Ким Кардашьян, а Nike и Comme des Garçons используют его в своих рекламных кампаниях.

Владимир Шрейдер и Борис Головнёв познакомились в издательском доме Look At Media в 2010 году. Шрейдер был там арт-директором спецпроектов, а Головнёв работал в его отделе.

Как-то они придумали фильтр для фотографий, который искажает изображения, так что каждый кадр становится похож на произведение цифрового искусства. Читать историю полностью.

Как начинают в UX-дизайне с инженерным бэкграундом

Как начинал в UX-дизайне фотограф и инженер: история основателя Photoshop

Кратко: увлеченный с детства фотографией инженер усовершенствовал процесс работы с фото, а именно фазу обработки фото после фотосета. Реализовал с братом прототип редактора фотографий с комплектом уникальных алгоритмов под капотом и продал крупному бренду.

Программа, на экранной заставке которой сегодня список разработчиков – их 41, ранее принадлежала двум братьям – Томасу и Джону Нолл. С детства отец привил сыновьям любовь к искусству и компьютерной технике. В фотолаборатории отца, которая была расположена в подвале, Томас изучал основы цветокоррекции и контраста, а Джон с интересом ковырялся в стареньком Apple. В 1984 году отец купил один из первых Макинтошей, функциональные возможности которого очень разочаровали братьев – именно это и положило начало созданию программы, которая в будущем принесёт прибыль в миллионы долларов. Читать историю целиком.

Как начинал в UX-дизайне специалист по электроизмерительным приборам и информатике: история основателя Amazon

Кратко: ушел с работы, попросил родных помочь с деньгами, запустил с командой прототип сервиса, корректировал и развивал до выхода на прибыльность.

Шел 1994 год. У Безоса была стабильная работа вице-президента хедж-фонда, отличная зарплата и еще лучшие перспективы. Он наконец-то нашел девушку мечты по имени Маккензи и меньше года назад женился на ней. Казалось, будущее стабильно и предопределено. И тут Безос решил бросить работу, переехать из Нью-Йорка на Тихоокеанское побережье и начать стартап, шансы на провал которого он сам оценивал в 70%. Жена наряду с ним трудилась над созданием онлайн-магазина, который сегодня известен как Amazon. Читать историю полностью.

Как начинают в UX-дизайне не дизайнеры и не программисты

Как начинал в UX-дизайне филолог: история основателя ВКонтакте и Telegram

Кратко: Увлекающийся филологией, дизайном и программированием вместе с братом гиком математиком и программистом по идее приятеля из штатов создает социальную сеть по образу и подобию Facebook.

Во время обучения в вузе Павел многократно побеждал в олимпиадах по лингвистике, программированию и дизайну, был стипендиатом Правительства РФ, Президента РФ, три года подряд становится лауреатом Потанинской премии, прошел подготовку на военном факультете по специальности «Пропаганда и психологическая война», был командиром взвода филологического факультета. Окончил военную подготовку в звании лейтенанта запаса. В 2006 году завершил обучение на филфаке с красным дипломом, который до сих пор не забрал из университета.

Однажды Дурову написал его старый приятель Вячеслав Мирилашвили, обучавшийся в Штатах. Он наблюдал за стремительно растущей популярностью социальной сети Facebook и поделился своими выводами с Павлом. Читать историю полностью.

Как начинал в UX-дизайне менеджер по продажам: история основателя Salesforce 

Кратко: достиг высот в деле корпоративных продаж, устал, уехал в путешествие и почувствовал, что можно улучшить в продажах. Так появилась идея Salesforce.

В детстве программировал игры. В 1986 году окончил университет, получив степень бакалавра по бизнес-администрированию. Устроился на работу в Oracle менеджером по продажам. Работал упешно и стал вице-президентом Oracle. Его наставником был Ларри Эллисон, основатель Oracle. В 1996 году подуставший от работы в Oracle Бениофф отправился в шестимесячное путешествие по Азии и Индии. После возвращения он был уверен, что ему нужно начать что-то самостоятельно, и стал активным сторонником идеи, положившей начало Salesforce. Читать историю полностью.

Как начинал в UX-дизайне специалист техподдержки: история специалиста из стартапа, который купил Shopify

Кратко: Специалист техподдержки в стартапе понимает, что самый лучший способ помочь пользователям – это сделать лучше продукт. Так начинается ее карьера UX-дизайнера.

Девушка была мостиком между пользователями и командой, помогала фиксить баги и рассказывала ребятам, каких функций не хватало в продукте. Так, между делом, и заняла место UX-дизайнера, которого в команде, естественно, не было. А потом все изменилось. Стартап Return Magic купил Shopify, и постепенно Клея Паркер заняла должность UX-дизайнера уже официально. Читать историю полностью.

В изучение каких инструментов следует вкладывать время?

Изучив истории выше вы наверное заметили, что UX-дизайнер в полной комплектации – это основатель стартапа. Либо бодренький дизайнер в штате, который помогает инженерам делать цифровые продукты комфортными для решения задач.

Так как сейчас UX-дизайн больше трактуют как проектирование и дизайн интерфейсов, а остальные сценарии относят все-таки к интернет-предпринимательству, то я расскажу о комплекте инструментов, которые пригодятся вам для работы в агентстве, продуктовой компании или на фрилансе.

Для понимания задачи. Пробковая доска, листы A4, принтер, блокнот, стикеры разных цветов, карандаши, маркеры. Все это пригодится для понимания задачи, создания первых схем, концептов, подбора компоновок.

Исследования и анализ процессов. Опросы, интервью, Customer Journey map (CJM), BPMN-диаграммы, системы аналитики (Google Firebase, Amplitude, OWOX BI, Google Analitycs 360)

Для разработки структуры. Если задача большая, то по мере движения можно потерять в бумагах, поэтому периодически нужно все оцифровывать с помощью mindmap-сервисов — XMind, FlowMapp, MindMeister, Miro.

Для визуального дизайна и дизайн-концепций. Для создания дизайн-концептов c выразительной графикой годятся Figma, Sketch, Adobe Photoshop, Procreate, Adobe After Effects

Для интерактивных прототипов. Для создания интерактивных прототипов годятся Principle, ProtoPie

Какими техническими и нетехническими навыками должен обладать UX-дизайнер на старте?

Напомню, что полный список навыков достаточно обширный и покрывает несколько лет практики, даже без учета программирования. Вы можете поглядеть его статье TOP-10 UX навыков, чтобы начать работать UX дизайнером. Статья скорее не о старте, а о точке стремления. А вот здесь я опишу, в чем действительно очень полезно потренироваться на самых ранних рубежах.

Технические навыки:

Нетехнические навыки:

Над какими UX-проектами можно работать самостоятельно?

Идеально записаться на курсы, где у вас будет возможность осваивать инструменты UX-дизайна на целом спектре брифов и по системе: сайты, приложения для умных часов, интерфейсы мобильных приложений, сценарии в веб-приложениях. Это должны быть жизненные интересные проекты, которые хочется подизайнить. И курс на котором все это можно создавать по шагам с наставником. Нюанс здесь такой: инструменты там должны применяться на пределе и результаты должны быть такими, чтобы хотелось друзьям показать. Цельтесь не в сертификат, а в работы.

Как освоитесь в инструментах дизайнера, затем возьмите приложение, которым давно пользуетесь и улучшите в сценарии то, что вам не нравится. Затем упакуйте это в историю поделитесь своими идеями с наставником (его нужно будет подыскать к этому времени).

Какие UX ресурсы вы можете порекомендовать?

По ресурсам для старта я собрала целую серию статей. Поглядите.

Комплект бесплатных курсов и статей:

Сообщества UX-дизайнеров:

Вывод: Как учиться UX-дизайну

Рекомендую начать с курсов по дизайну интерфейсов, затем пройти хороший очный курс, завязать знакомства и затем пойти по пути стажировки в продуктовой компании или агентства. Развиваться дальше и потихоньку наращивать навык ux-исследований, анализа данных и попробовать в команде собрать продукт с нуля. Ничто так не создает цельное мышление и опыт, как работа над собственным продуктом.