И все равно, проектируя кнопку, мы напрочь забываем все, что нам известно, и предполагаем, что наши пользователи — самые любопытные люди на свете.
Они не такие.
(Вы читаете перевод профессиональных советов по UX американского автора Джоэла Марша. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Освободите свой разум.
Теперь зайдите на сайт, на котором вы еще не были. Возможно, это будет известный ресурс, о котором вы много слышали, но который никогда не посещали.
Я прошу не просто притвориться, что вы зашли на какой-то сайт. Реально зайдите на сайт. Если первый сайт не зацепил, попробуйте другой.
Через несколько минут спросите себя: сколько раз вы кликнули на что-то случайное или неинтересное, просто с целью “заценить” что случится?
Подсказка: ответ — ноль.
Если вы честно сходили на сайт и покликали, то считайте это первым шагом на пути к пониманию того факта, что кнопка “поделиться” не работает, а фейсбуковская “like” и твитеровская “tweet” — работают.
Однажды мне довелось работать на сайте, который посещали 4 миллиона человек в год. На каждой продуктовой странице сайта была кнопка “поделиться”. Нажав на эту кнопку, вы должны были выбрать один из 15 способов поделиться!
За целый год лишь 80 человек действительно чем-то поделились. Всего 80!
В рамках нашей кампании, мы запустили сайт с теми же продуктами, но с кнопками “like” и “tweet”, расположенными на видном месте. Посетителей были лишь сотни тысяч, а количество поделившихся увеличилось в разы.
Но постойте-ка, меньшее количество опций привело к большему количеству поделившихся?
Да, черт возьми!
Кнопка не должна быть способом обнаружить нечто скрытое.
Кнопка должна “быть” действием. Действие должно “быть” кнопкой. Когда пользователь жмет на кнопку, он пытается что-то совершить. Если вы хотите, чтобы он “лайкнул” или “твитнул” что-то, вам подойдут кнопки “like” и “tweet”, но никак не “поделиться”. Потому что невозможно быть уверенным, что делает кнопка “поделиться”. С кем делится? И чем?
Пользователи кликают только на то, что их интересует. Если, прежде чем заинтересовать пользователя, вы ждете от него нажатия кнопки, то это провал. Это все равно, что предлагать купить какой-то товар вслепую.
Анти-UX
С другой стороны, если есть действия, выполнение которых вам не выгодно (удалить аккаунт, изменить настройки конфиденциальности, удалить из друзей, выйти и т.д.), “спрячьте” их под непонятной кнопкой с неясным названием (или вообще без названия), чтобы никому и в голову не пришло выполнять эти действия. Возможно, хорошим вариантом будет кнопка “аккаунт”, возможно даже представленная простой иконкой шестеренки.
(Я говорю о твоей типичной стратегии, Facebook)
Вместо того, чтобы прятать несколько разных действий под одной кнопкой, выберите те из них, которые наиболее актуальны для вашей целевой аудитории и контента, и со вкусом впишите их в дизайн. Несмотря на меньшее количество опций, будет больше кликов.
Хорошей недели!
Завтра нас ждет новый UX-совет: “Короче — не всегда означает проще” →
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.