book-open 1 test
Курс «Настройка системы аналитики для продукта»

Стратегия сбора данных о поведении пользователей в приложении | Глава 1

Разберем, что сделать в первую очередь, чтобы архитектура событий получилась продуманной, а анализ поведения пользователей помогал понять, как именно они взаимодействуют с продуктом и какие улучшения важно реализовать.
Иллюстрация Matt Chinworth: http://www.chinworthillustration.com/

На старте очень важно определить события, которые вы будете отправлять и отслеживать — при этом сделать это важно даже до того, как вы начнете пользоваться какой-либо платформой событийной аналитики (event-based analytics). Речь идет о продуманной архитектуре событий для анализа поведения пользователей.

Перед вами перевод бесплатного курса от Amplitude «Data taxonomy playbook». Над переводом работали Георгий БирюковРинат Шайхутдинов и Оля Жолудова.

Amplitude — система продуктовой аналитики, которая помогает анализировать поведение пользователей и подсвечивает идеи для совершенствования продуктов.

Среди клиентов Amplitude: Dropbox, PayPal, Autodesk, Atlassian, Walmart, Adidas, Intuit — более 50 000 клиентов по всему миру, среди которых 26 компаний из Fortune 100, Microsoft, PayPal, Under Armour, Hubspot, Autodesk, Booking.com и X/Twitter. У системы три тарифных плана: Starter, Growth, Enterprise. Стоимость Growth-плана достигает $36 000/за год. Starter — бесплатный. Компания основана в 2014 году.

Среди самых частых ошибок проектирования карты событий: пропущенные события, неверное присвоение имен и неправильное использование свойств — все это затрудняет анализ и мешает выжимать ценность из потоков данных.

Содержание:

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Если вам важно настроить систему аналитики в вашем проекте, то обратите внимание на материал Фатиха Коджа (Fatih Koca), руководителя направления аналитики стратегического планирования в Mixpanel: Метрики продукта: все о том, как выбрать подходящие для анализа, посчитать и улучшить продукт

Ремарка о качестве данных

При настройке событий, очень важно, сразу же задать набор правил управления данными (data governance rules) и придерживаться его. Соблюдение таких правил обеспечивает продуманность таксономии* и будет гарантировать, что команда применяет инструмент аналитики (например Amplitude) с умом и скоро начнет извлекать из данных значимые результаты. 

Таксономия — это табличка с перечислением всех событий, свойств и их описаний. Таксономия помогает ориентироваться в данных, которые собираются о пользователях и особенно полезна на старте при знакомстве с продуктом новеньким в продуктовой команде.

Общие моменты, которые следует учесть при формировании бизнес-правил:

Прежде всего, следите за тем, чтобы ваш подход был непротиворечивым. Например, если вы отслеживаете два события “Оформить Отправленный Заказ” ('Checkout Submitted Order') и “Оформить отправленный заказ” ('Checkout submitted order'), они будут рассматриваться как два разных события и их нельзя автоматически объединить. Кроме того, вы собьете с толку других участников команды, пользующихся аналитическим инструментом.

Также рекомендуем больше дельных практик управления событийной аналитикой в нашем видео.

Шаг 1. Определите краткосрочные бизнес-цели (​​business objectives)

Над чем сейчас работаете вы и ваша команда? Какова ваша общая цель? Зачем вы вообще применяете инструмент аналитики (например Amplitude)? Как инструмент аналитики может помочь вам достичь самых разных краткосрочных бизнес-целей.

Например, вот несколько типичных долгосрочных целей (goals) клиентов Amplitude:

После определения главной долгосрочной цели (overarching goal) вашей организации, следующий шаг — задать набор ключевых показателей эффективности (KPI). KPI — это метрики, на улучшении которых вы сосредоточитесь для достижения своей долгосрочной цели.

Предположим, что ваша краткосрочная бизнес-цель — оптимизировать конверсию. Вашими KPI могут быть:

Их важно определить до того, как начнете думать над таксономией данных, чтобы отправлять верные события для отслеживания KPI и достижения ваших целей.

Шаг 2. Соберите карту путей пользователей (user journey)

Приступая к созданию таксономии событий не забывайте о том, как конечный пользователь знакомится с вашим продуктом. Ваша таксономия должна помогать делать анализ на трех разных уровня:

Важно разбираться в своем продукте настолько хорошо, чтобы представлять как выглядит путь типичного пользователя от новичка (casual user) до опытного пользователя (power user). Идея заключается в том, чтобы понять факторы, побуждающие пользователей переходить из одного состояния в другое

Отслеживание четко определенных событий в этих ключевых областях поможет лучше проанализировать закономерности, которые помогают или препятствуют продвижению пользователей в вашем продукте.

Шаг 3. Изучите критические пути в продукте (critical paths)

В каждом приложении есть критические пути (critical paths). Критический путь — это последовательность действий, соответствующая цели вашего продукта.

Например, критическим путем в e-commerce может быть:

Search → Browse Products → Add to Cart → Checkout → Order Confirmation

Поиск → Просмотрел продукты → Добавил продукты в корзину → Оформил заказ → Подтвердил заказ

Для игрового продукта критический путь может начинаться, когда пользователь открывает приложение и ему предлагается зарегистрироваться, а затем пройти обучение по игре.

Вы можете разделить этот процесс или путь онбординга на серию событий: App Open', 'Registration - Personal Info Populated', 'Registration - Avatar Selected', 'Registration - Complete', 'Game Tutorial - Started', and 'Game Tutorial  - Ended (прим. ‘Открытие приложения’, ‘Регистрация - Заполнение личных данных’, ‘Регистрация - Выбор аватара’, ‘Регистрация - Завершение’, ’Игровой туториал - Начато’ и ‘Игровой туториал - Пройден’).

Затем посмотрите и выберите тип отслеживания (tracking), который поможет лучше понять этот критический путь (critical path) и сценарии использования (flows) вокруг него. Например, недостаточно просто разобраться сколько людей оставили заказ или прошли туториал — но важно понять, какие факторы побудили их выполнить это критическое событие.

Проекты Amplitude и таксономия данных

Проект в Amplitude — это пространство, в котором собраны все данные о событиях вашего продукта. В вашей организации проектов может быть несколько. Однако крайне важно, чтобы в вашей организации было минимум два проекта Amplitude — тестовый и рабочий. Вы всегда должны перед внедрением в рабочий проект тестировать инструментарий, с целью выявить ошибки и хранить тестовые данные отдельно от тех, что на живом (production data).

Все данные, отправленные в один проект, будут независимы от другого. Ваше общее количество проектов будет зависеть от продуктов и бизнес-целей. Например, если вы хотите увидеть полную историю пользователя и понять что значит то, что он инициировал одно событие на устройстве iOS, а другое событие в веб-версии, инструментировать все нужно в рамках одного проекта.

Примечание: Amplitude на данный момент не поддерживает кросс-проектный анализ из коробки. Все данные в проектах хранятся отдельно, если в вашей организации нет аддона Portfolio.

Однако, если ваша компания:

Тогда вам следует настроить несколько отдельных проектов для каждой команды (продукта, платформы и так далее). Это сделает вашу таксономию данных более прозрачной и легкой для понимания.


Это первая глава | Продолжение (Глава 2)


Курс «Настройка системы аналитики для продукта»