heart Created with Sketch. test
Курс «Дизайн-спринт»: основы методологии

Внедрение дизайн-спринтов: как методика сочетается с подходами Agile, Lean UX и Design Thinking | Глава 3

Разбираем как дизайн-спринты делают результативнее классические методологии развития цифровых продуктов, платформ и экосистем.

(Перед вами перевод бесплатного курса «Enterprise Design Sprints» от Dynamic Yield. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)

Однажды Джеймс Булл, senior leader of R&D programs at Shopify, провел семинар по дизайн-спринту и продемонстрировал ценность методики всем руководителям высшего звена. А после семинара даже с восторгом отправил такое письмо:

«Команда так взволнована дизайн-спринтом! И очень здорово, что руководитель отдела дизайна и co-founder тоже подключились. Ребята думают так: “Если даже руководство в деле, значит тема стоящая”. В общем, у нас на этой неделе большая победа».

Подключить ребят из управленческого звена — важный шаг при внедрении нового. Если руководство не видит ценности в том, что вы пробуете, то ваша инициатива (проект) с большей вероятностью не продвинется далеко. Опыт показывает, что если предварительно заручиться поддержкой руководства, получится добиться куда большего успеха, чем если положиться на случай. 

Руководители принимают решения в области управления ресурсами, планирования и поиска новых талантов в команду. Чтобы заручиться поддержкой руководителя, представьте себя на его месте и прикиньте, какая информация поможет “заразить” его идеей спринта. Чем адекватнее будут ваши аргументы в пользу спринта, тем проще будет получить поддержку руководства.

Спринт перед спринтом

Если в вашей компании сложный политический климат или громоздкая орг.структура, попробуйте сначала провести небольшой внутренний (internally focused) спринт и уже потом нырять в настоящий дизайн-спринт. В рамках этого внутреннего спринта роль ваших клиентов будут играть люди, принимающие решения в компании (decision makers), а также лидеры мнений (influencers). Возьмите за основу личную мотивацию (personal motivations) и боли (pains) этих людей и составьте на их основании краткое описание проблемы (problem statement), а потом проработайте потенциальные ответы на любые их возражения. Вот теперь, когда у вас на руках набор обоснованных ответов и опций, вы готовы к разговору с ЛПР-ами (лицами, принимающими решения). Поверьте, ваши наработки вам очень пригодятся. 

При общении с руководителями — да с кем угодно, кто интересуется вашим дизайн-спринтом — учитывайте их мотивы и приоритеты. Если осознаете и прочувствуете их потребности, сможете представить свою работу в правильном свете, подчеркнуть ее важность для достижения их целей. Иногда получается даже связать эффект (outcome) дизайн-спринта с личными метриками человека, такими как KPI (ключевые показатели эффективности) и OKR (цели и ключевые результаты).  

Часто бывает, что ожидаемый эффект (outcome) требует корректировки с учетом дополнительной работы, которая может потребоваться в рамках дизайн-спринта. Когда команда участвует в дизайн-спринте, они не двигают никакую другую работу. В подобных случаях, бывает полезно обратиться к руководству с просьбой дать вам некоторое пространство для экспериментов с дизайн-спринтами. 

Джастин Сахтлебен (Justin Sachtleben), директор по дизайну в USAA, рассказывает как это сработало для его команды: “Мы обратились к руководству с таким предложением: через пару недель мы готовы делать все, что попросите, но прежде мы хотим провести дизайн-спринт и показать вам результаты.

USAA — крупная компания, предоставляющая различные финансовые услуги. У них в штате 30,000 сотрудников и еще 30,000 внешних партнеров. За эти две недели экспериментов, команде дизайна удалось наработать достаточно весомые результаты, чтобы заручиться доверием руководства. “Начинание имело широкий успех, каждый участник спринта предложил классные идеи, и теперь руководство хочет, чтобы внедрили задуманное — на это у нас есть дали год или около того”, — рассказывает Сахтлебен.  

Еще один аргумент в пользу предварительной подготовки: большинство руководителей ненавидят сюрпризы. Они любят все знать — такова их работа; чем больше информации вы предоставите, чем лучше донесете свою идею — тем выше шансы, что результаты подразделения выйдут блестящими, а значит и их работу оценят. Такой реальных эффект (outcome) для руководителей поможет вам дальше развивать дизайн-спринты в организации. Наилучшие результаты достигаются, когда у вас в союзниках есть руководитель заинтересованный в дизайн-методах (senior leader champion design-thinking techniques), потому что команда с такими методами помогает ему и компании добиваться необходимых результатов. С таким руководителем-приверженцем дизайн-спринтов у вас резко возрастают шансы вовлекать все новых ребят из других команд в эту практику.

Конечно, вы можете выбрать тактику внедрения дизайн-спринтов в стиле «просить прощения, а не разрешения», но если вам удастся заручиться поддержкой среди руководителей еще до старта, то маховик внедрения новой практики начнет раскручиваться в разы мощнее. «Самое главное во всем этом — трансформация и культурный сдвиг в системе и подходах к работе», — говорит Криф из Home Depot. «Даже наш директор по маркетингу узнал, на что способны дизайн-спринты и какие преимущества они дают. По итогу он сказал: «Очень важно действовать так все время».

Объединение в одну кроссфункциональную команду ребят с опытом работы над разными продуктами, открывает возможность найти уникальное решение.

Kai Haley, Interaction Designer, Sprint Master and lead of Design Relations at Google

Дополнительные советы по внедрению дизайн-спринтов

“Большинство наших идей на самом деле заблуждения”, — говорит автор книги Lean Enterprise, Барри О'Рейли. “На самом деле, 60-90% идей значимо не улучшают показатель, который они должны были улучшить (особенно когда вы создаете новое). Вы можете вложить деньги в то, чтобы убедить людей, почему ваша идея является лучшей, или вы можете вложить это время в ее тестирование, чтобы выяснить это и собрать в разы больше нюансов полезных при движении к цели”.

Скорее всего, у вашей организации есть много идей или потенциальных решений проблем, с которыми она сталкивается. Идей, как правило, пруд пруди. Задача состоит в том, чтобы создать надежный способ проверки идей, чтобы определить, стоит ли их доводить до конца. Это то, что хорошо делают дизайн-спринты.

Напомним, что именно для идей дизайн-спринт и особенно хорош: когда требуется найти ответ на какой-либо значимый вопрос. Фактически дизайн-спринт, как машина для проверки идей (validation machine). Причем методика подходит как для тактических, так и стратегических задач.

Вот несколько советов, которые помогут вашей команде и руководству включиться в процесс разработки и не увязнуть в предположениях и мнениях.

  1. Подготовьтесь задолго до старта. Делитесь информацией и идеями о дизайн-мышлении с инфлюенсерами в организации в течение нескольких недель. Таким образом, они не будут удивлены вашей просьбой о проведении семинара, когда придет время.
  2. Примените инструменты дизайн-мышления к руководителями и составьте для себя их видение ландшафта и целей. В исследовании постарайтесь выяснить, над чем они работают и что для них в приоритете. Затем включите результаты в сводку outcomes/goals (реальный эффект / цели), когда будете предлагать им время для семинара или сессии.
  3. Проинформируйте каждого участника о сеансе. Важно, чтобы каждый ощущал контроль и комфорт. Вы можете сделать это один на один или поделившись материалами о том, чего ожидать.
  4. Сосредоточьте команду на результатах, которые согласуются с целями команд. Предложите им что-то значимое для работы и не слишком отвлекайтесь на ”как".
  5. Помогите каждому включиться в совместную работу, метрика здесь такая — когда команда начинается делиться даже промахами в работе, значит вы достигли нужной степени открытости. Исследования показывают, что такой тип обмена информацией помогает людям больше доверять другим и повышает креативность мозгового штурма на 26%. Это также задает тон для остальной части сеанса, делая каждого более восприимчивым к обсуждению сложных моментов.
  6. Если руководители считают, что дизайн-спринт только для дизайнеров, то попробуйте сменить название дизайн-спринта на такое, что лучше соответствует культуре и целям компании]. 

Иногда дизайнеры считают только себя хранителями дизайн-правды. Однако они не могут работать в отрыве от других команд, им для успеха нужны все другие участники производственного процесса. Поэтому дизайнерам важно научиться эффективно общаться с ребятами из других команд и подразделений.

Хосе Коронадо (Jose Coronado), Executive Director, Head of Design Operations McKinsey

Настройка дизайн-спринта — это не разовая работа. Внедрение и совершенствование дизайн-спринта, а также получение выгод от него — это непрерывный процесс.

Пол Стоник (Paul Stonick) говорит, что у них в Home Depot есть возможность еще больше прокачать дизайн-мышление, так как ребята активно делятся ценностью работы с дизайн-спринтами. «Мы много общались на улице по поводу статей, которые пишем, и даже о наших планах выступать на конференциях». «Мы также планируем активнее сотрудничать с ребятами из HR-команды, по вопросам внутреннего обучения (internal learning) и непрерывного развития (continuing education). В итоге мы запустили новую программу под названием Degreed, которая представляет собой учебную платформу, которая позволяет людям выбирать конкретные направления, и развиваться в том, что им интересно».

Работа с исследовательскими отделами (research departments)

Исследовательские (Research) подразделения в корпоративном секторе часто перегружены, и эта ситуация может поставить под угрозу будущий дизайн-спринт — вам просто не хватит данных для старта.

Ренда Мортон, вице-президент по дизайну The New York Times, объясняет, как действовать в такой ситуации: «Команда в развитии продукта изо всех сил старается не отставать от спроса в рынке по всему периметру продукта, поэтому нам действительно важно расставлять приоритеты».

Чтобы обойти это препятствие, Ренда предлагает in-house подход к качественным исследованиям. Ее команда просто спускается вниз на 42-ю улицу и изучает с людей на улице. А еще бывает они спрашивают случайных посетителей в кафетерии. Ренде известно, что такой тип исследований ограничен. “С таким подходом вы не можете на самом деле перейти к более масштабным вопросам ”почему" или выявить глубинные эмоциональные потребности, но это хорошее начало".

Объединяем дизайн-спринты с гибким (agile)-, бережливым(lean)- и дизайн(design)- мышлением

Предприятиям важно знать, как дизайн-спринт сочетается с водопадными, гибкими или бережливыми подходами. Конечно Agile, Lean и Design- спринты дополняют друг друга, но разрыв в ежедневном графике для проведения пятидневной сессии дизайн-спринта все-таки может внести разлад в производство. Итак, давайте обсудим, как эти процессы могут сочетаться, чтобы приносить пользу командам.

Совет профи | Гибкие (agile)-, бережливые(lean)

Тренеры и консультанты создают у предприятий впечатление, что эти методологии разработки как эликсир от всех проблем. Но это определенно не так. Принципы, лежащие в основе этих процессов, чрезвычайно полезны, но поскольку каждая компания уникальна, общих рецептов не существует.

Гибкие (agile)-технологии

Основное преимущество agile-фреймворка в том, что он обеспечивает уверенность команде в функциях, которые стоит разрабатывать дальше (what to build next). Agile — это способ справиться с неопределенностью. Agile призван задавать темп работ, методика помогает постепенно развивать продукт и корректировать курс продуктового развития по мере необходимости. Работа здесь проходит короткими очередями или agile-спринтами.

Дизайн-спринты в рамках agile-методики помогают добавить еще один уровень уверенности к расстановке приоритетов, начать оперативнее находить ответы на сложные вопросы и превращать негласные установки и убеждения (organizational assumptions) в факты. Оба типа спринтов — ценные элементы и части системы, которые задают границы и системный подход к работе продуктовых команд, дизайнеров и разработчиков. Дизайн-спринт отвечает на вопрос, что построить в деталях, а Agile-спринт отвечает на вопрос, как вы это сделаете.

Традиционный agile-спринт — источник вдохновения для дизайн-спринта, поэтому, временные рамки дизайн-спринта легко встраиваются в agile-методологию. Если дизайн-спринт выполнить на старте проекта, то вы сможете прояснить вопросы, ответы на которые важны для построения результативного гибкого процесса, ориентированного на поставку ценности клиентам точно-в-срок (delivery-centric).

Нет четкого ответа на вопрос: “Должен ли я запускать дизайн-спринт параллельно или прерывать agile-спринты?” Дизайн-спринты, которые идут параллельно с графиком agile-спринтов хороши, когда искомый ответ находится в определенной точке продукта и не требуется внимания всей команды. Однако, если вы пытаетесь решить большую проблему, которая тормозит дальнейшее продвижение проекта, прервите agile-график и добывайте ответы с помощью дизайн-спринтов. Так вы сможете пробить барьеры на пути команды и обеспечить им ритм продвижения.

Бережливый (lean) UX для корпоративного (enterprise) сегмента

По сути, бережливая структура UX похожа на дизайн-спринт. Оба следуют научному методу создания гипотезы, а затем проверки этой гипотезы, с целью снизить риск и максимизировать понимание (maximize understanding). Это хорошая новость для бережливых организаций, потому что участники вашего дизайн-спринта будут чувствовать себя как дома в этом процессе.

Методика тайже зайдет и практикам lean-методов, в ней также акцент на тестировании идей и «выходе из разразработки» с целью пообщаться с клиентами. Дизайн-спринт вовсе не заменяет методологию бережливого производства, она же шире и представляет собой комплексный процесс, который включает в себя несколько аспектов: исследование, разработку и реализацию.

Ян Армстронг, главный UX-дизайнер в Dell EMC, описывает взаимосвязь между дизайн-спринтом и Lean UX-подходом следующим образом: «Lean UX следует циклу разработать (build) → протестировать (test) → совершенствовать циклами (iterate loop). Идея состоит в том, чтобы предоставить продукт реальным людям, поучиться у них, а затем улучшить его. Проблема с Lean UX заключается в том, что пользователи не очень снисходительны и не любят второго шанса, если мы их разозлим».

“Дизайн-спринты — это часть гибкой методологии с двумя направлениями. Они следуют схеме "распаковать (unpack)" → "придумать (ideate)" → "оценить (evaluate)" → "протестировать (test)" → "усовершенствовать (refine pattern)", такой метод приводит к созданию проверенного клиентами (но грубого) черновика за короткий промежуток времени. Это нестандартный спринт, выполняемый с явной целью определения надежного гибкого бэклога для дизайна и разработки”.

Свежий ход для lean-команд заключается в том, что дизайн-спринт немного формализует интервью (interview) и сбор качественных данных (qualitative data gathering), предоставляя очень конкретную гипотезу для проверки. Если вы используете Lean-подходы в качестве основного процесса поставки решений клиентам, я рекомендую использовать дизайн-спринт как способ снизить первоначальный риск при реализации новых инициатив или как способ получить ответы на важные вопросы.

В конечном счете, обратная связь от клиентов — это приоритет в любом исследовании того, что работает, а что нет. Agile, Lean и Design- спринты делают акцент на тестировании допущений* с реальными пользователями *(допущения — негласные установки и убеждения, принятые в рамках организации; так называемые organizational assumptions порой создают предвзятость и необъективности при принятии решений). Если вы уже применяете такие методы как часть своей работы по дизайну и разработке, вам будет легко получить поддержку команды и начать проводить тестирование отдельным этапом в рамках дизайн-спринта.

Дизайн-мышление

По сути, дизайн-мышление — это зонтик, под которым находятся методологии Lean UX и дизайн-спринтов. Встроить дизайн-спринт в культуру дизайн-мышления несложно, так как команды с такой методологией работы хорошо в ней разбираются.

Но несмотря на понимание нюансов методики дизайн-мышления, все еще может быть сопротивление некоторым техникам дизайн-спринта или его жесткому пятидневному графику. В этих случаях я рекомендую продемонстрировать, как поток дизайн-спринта соответствует двойному алмазному потоку традиционных методологий дизайн-мышления.

FAQ для руководителей

Вот несколько популярных вопросов и возражений, которые бывают у менеджеров, когда их просят выделить время на дизайн-спринт:

Вопрос: Что такое дизайн-спринт и почему мне нужно в нем участвовать?

Дизайн-спринт — это метод разработки ориентированный на клиента (customer-focused), его применяют для вскрытия (unpack) проблем, получения ответов и проверки (validate) потенциальных решений. Метод стал популярным способом результативной командной работы по созданию и запуску проектной инициативы. Ваше участие повысит наши шансы найти ответы на некоторые сложные вопросы, с которыми мы столкнулись. Без вашего участия наш прогресс не будет таким значительным или мы можем упустить что-то важное.

Вопрос: Это хорошо, но я не «дизайнер». Подходит ли мне этот семинар?

Дизайн-спринты предназначены не только для дизайнеров. Они особенно хороши, когда кросс-функциональные команды работают сообща, чтобы выявить и протестировать проблему или набор проблем. Основное внимание на спринте уделяется пониманию (understanding) проблем и разработке решений (developing solutions), а не дизайну. Дизайн-спринты популярны в решении задач во всех аспектах бизнеса, включая дизайн продукта, маркетинг и операции.

Вопрос: Моя команда уже представлена на этом семинаре. Почему я тоже должен быть там?

Если ваши участники имеют право принимать решения от вашего имени, вам не нужно будет там присутствовать. Однако, если вы считаете, что им может не хватить важных идей или точки зрения, которые могут повлияют на результаты, я бы рекомендовал вам лично принять участие.

Вопрос: Чем мне поможет встреча?

Мы будем активно решать проблемы, которые сдерживают прогресс вашей команды. Реальный эффект (outcome) включает добычу ответов на сложные вопросы, проверку решений, устранение препятствий в понимании, повышение мотивации и темпа развития команды.

Вопрос: Я не могу быть там все пять дней.

В идеале мы хотели бы, чтобы вы были там каждый день, но мы можем внести некоторые коррективы. Если вы не сможете быть все пять дней, пожалуйста, присоединитесь к нам на первых двух этапах и на последнем этапе. Именно на этих этапах мы определяемся с зоной внимания и тестируем решения с реальными клиентами. В промежутке между ними мы будем искать решения и способы тестирования. Если вы хотите принять в этом участие, вы могли бы записаться на серию важных для вас этапов.

Вопрос: Нужно ли мне к этому готовиться?

От участников не требуется никакой подготовительной работы. Все, что вам нужно сделать в дни дизайн-спринта — это быть готовым к сотрудничеству, участию и веселью. Если появятся какие-либо исследования (research), которые, по нашему мнению, следует прочитать перед стартом, мы подготовим и вышлем вам краткое изложение для ознакомления.


← Назад | Продолжение (Глава 4) →


Курс «Дизайн-спринт»: основы методологии