book-open 1 test
Курс «Стратегия развития UX-культуры»

Подробная структура факторов UX-зрелости и схема расчета уровня

Обновленная модель от Nielsen Norman Group  построена с учетом новых норм и адаптируется к эволюционным изменениям, происходящим в индустрии. Модель описывает, что подразумевается под UX-зрелостью, как к ней прийти и как ее измерить.

Есть шесть стадий зрелости UX: Absent, Limited, Emergent, Structured, Integrated, User-driven. Однако различные компании на одной и той же стадии могут различаться (в связи с особенностями), например, различные приоритеты или политика.

Мы выделяем 4 высокоуровневых фактора, влияющих на ценность UX в компании:

  1. Стратегия (Strategy): UX как часть стратегии развития организации, отражается в планировании и приоритетах
  2. Культура (Culture): База знаний по UX, развитие карьерных возможностей и прирост UX-специалистов
  3. Процесс (Process): системное применение методов UX-исследований и дизайн-методов
  4. Реальный эффект (Outcome): формулирование метрик и замеры эффекта от UX-работ

Каждый из этих высокоуровневых факторов влияет на уровень UX-зрелости в компании. Эти факторы в сумме — основа для оценки UX-зрелости и оценки способности компании предоставлять человеко-центричные продукты и услуги на всех этапах: от исследований сквозь производство и поставку ценности клиентам.

Факторы рекомендуется рассматривать все вместе — они усиливают и дополняют друг друга. Кроме того, каждый фактор можно разделить на составляющие — изменения которых способствуют повышению качества. Компаниям стоит развивать каждый фактор для достижения высокого уровня UX-зрелости и получения преимуществ от человеко-центричного дизайна. При этом они могут быть сильнее в одних факторах и компенсировать эти недостатки в других.

В этой статье описаны четыре фактора и их составляющие. Мы надеемся, что они помогут вам обнаружить и доработать элементы для роста зрелости UX в вашей компании.

Стратегия

Стратегия включает в себя все принимаемые решения и планы на самом высоком уровне — все, что способствуют успешности UX-инициатив еще до старта. Стратегию можно разделить на 3 составляющие: видение, планирование и приоритеты, бюджет.

Видение

Ключевой фактор UX-зрелости — наличие одной или нескольких задокументированных целей клиентоцентричной компании. Такие цели помогают в принятии внутренних междисциплинарных решений. Этот подфактор учитывает ориентированы ли на UX планы на год, работа между отделами и руководство.

Планирование и приоритизация

Для процветания UX, важно держать его в приоритете и не забывать о необходимости UX-работ на протяжении всего жизненного цикла продукта. Этот подфактор отслеживает, учитывается ли UX в планах разработки, процессах, действиях и стандартах принятия решений.

Бюджет

Компании стоит выделять достаточно ресурсов  на UX —  и специалистов и времени, а также инвестировать и в будущие UX-инициативы.

Культура

Культура подхватывает идеи, которые способствуют пониманию организацией цели и ценности UX. Есть четыре подфактора формирования позитивной UX-культуры:

Осведомленность

Этот подфактор помогает понять, насколько широко распространены знания об UX и его преимуществах в организации (особенно среди неUX-специалистов). Он включает в себя заинтересованность всей организации в изучении UX.

Признание и поддержка

Для процветания UX в организации, ребята из других команд должны поддерживать UX и вовлекаться в UX-проекты. Важно всеобщее уважение к UX, активная помощь, позитивное усиление и поддержка со стороны других.

Компетенция

Данный подфактор определяет насколько хорошо определены навыки для практики и проверки UX, а также насколько они развиты. Этот подфактор учитывает наличие в компании специальных UX ролей, обширность навыков в командах и нужную практику найма

Адаптивность

Для развития UX ключевое значение имеет настрой настойчивости, гибкости и устойчивости в UX задачах. Этот подфактор определяет: 1) насколько компания готова развивать передовой опыт и доводить подходы до совершенства 2) есть ли у компании материально-технические возможно для адаптации к изменчивым требованяим

Осведомленность о ценности (Awareness), признательность, компетентность и адаптивность в сумме создают хорошую, проактивную культуру, в которой UX-труд понят, оценен по достоинству и совершенствуется.

Процесс

Фактор процесса охватывает  в компании все этапы создания UX (исследования, дизайн, создание контента и так далее). Он разделяется на три подфактора:

Методы

Тут рассматривается использование ориентированных на пользователя методов на протяжении всего жизненного цикла продукта: дизайн-практики, методы качественных и количественных исследований, итерации.

Совместная работа

Для достижения значимых результатов UX-команды должны работать сообща с другими отделами. Это позволит найти точки соприкосновения и генерировать разные идеи.

Согласованность

Этот подфактор касается наличия и использования общих систем, фреймворков и инструментов для включения UX-мышления в разные процессы и возможности мыслить стратегически.

Процесс также является и важным успехом всей работы по UX - это то, как все делается, какими методами и кто вносит свой вклад.

Результаты

Этот фактор подчеркивает результаты UX-исследований и дизайна. Эти результаты работы по UX должны намеренно заданы путем постановки четких целей и задач для UX, которые явно документируются, распределяются и измеряются продуктовой командой и заинтересованным сторонами. Это ключевой фактор зрелости UX, так как он помогает компаниям определить эффективность работы над UX за длительное время. Результаты включают в себя два подфактора:

Значимость дизайна

Успех на уровне компании должен быть основан не только на достижении бизнес-целей, но и на удовлетворении потребностей реальных пользователей. В этом подфакторе рассматривается качество и эффективность разработанного дизайна с точки зрения ориентированности на пользователя.

Измеримость

Тут содержатся механизмы отслеживания значимости, о которых говорилось выше. У компании должны быть четкие метрики, ориентированные на пользователя и процесс их отслеживания.

Нюансы при применении модели UX-зрелости на практике: когда требуется получить объективные данные

Определение зрелости по факторам

Проще говоря, можно представить, что каждый подфактор вносит равный вклад в каждый из факторов, а каждый фактор вносит равный вклад в общую зрелость UX в компании. Таким образом, можно оценить по баллам (например, по шкале от 1 до 5) каждый подфактор, усреднить показатели по факторам и получить общий уровень зрелости.

Вы можете самостоятельно оценить уровень зрелости UX своей компании по нашему бесплатному тесту.

Однако на практике все немного сложнее. В некоторых компаниях определенные факторы могут быть важнее других. Например, в совсем традиционных компаниях с иерархией, стратегия может влиять на компанию больше, чем процесс (так как руководство чаще всего диктует стандарты процессов, которые нужно соблюдать и выполнять). И наоборот, в стартапах, в которых стратегическое планирование почти отсутствует, а видение быстро меняется, фактор процесса (и его составляющие) играет большую роль в общей зрелости, чем стратегия. 

Учитывая эту сложность, полная оценка UX-зрелости в компании должна быть основана на различных методах оценки с учетом специфики компании, включая:

  1. интервью
  2. наблюдение за рабочей практикой
  3. опросы
  4. анкетирование сотрудников разного уровня в компании 
  5. анализ процессов, людей, инструментов и результатов.

Вариации на стадиях

Двух одинаковых компаний не бывает. У всех свои разные сильные и слабые стороны, размеры, задачи и барьеры. Таким образом, компании с одной стадии зрелости UX могут выглядеть совершенно по-разному.

Например, представьте две компании с третьей стадии становления (emergent). Компания А - стартап с руководством, разбирающимся в UX, поэтому в ее стратегии заложены исследования и потребности пользователей. Однако из-за ограниченности в сотрудниках, у нее не получается применять методы UX-методы дизайна и исследований согласованно во всех инициативах. Таким образом, фактор стратегии компании А стоит выше фактора зрелости, но организация остается на тртьей стадии из-за низкой зрелости культуры и процессов.

Для сравнения, представим, что организация B - это отдел в крупной корпорации. (Хотя мы считаем, что зрелость UX должна измеряться у всей организации, мы видим преимущества анализа зрелости отдельных отделов в корпорациях в связи с большим разбросом между ними). Политика играет значительную роль в стратегии, из-за этого возникают метрики, не ориентированные на пользователя и конфликту приоритетов. Однако уровень UX-компетенции высок - у отдела есть необходимые навыки, он проводит серьезные исследования и согласованно применяет UX-процесс. В результата организация B тоже становится на тртью стадию, но по другим причинам нежели команда A. Хотя процесс и результаты в B хорошо проработаны, стратегия и культура не дают ей развиваться на более высокий уровень.

Таким образом можно использовать факторы зрелости для того, чтобы определить профиль UX-зрелости конкретной компании. Используйте их для оценки зрелости вашей компании, выявления слабых мест и разработки плана по улучшению.

Обычно лучше развивать все факторы и подфакторы зрелости одновременно, а не фокусироваться на оптимизации подфакторов по двум причинам:

Курс «Стратегия развития UX-культуры»