book-open 1 test
Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение

Продакт-менеджер: кто это, чем занимается, задачи, обязанности и отличия от проджекта | Глава 1

Разберем в деталях кто такой продакт-менеджер, и чем он занимается в продуктовой команде: цели, задачи, зоны ответственности, рутины и амбициозные высоты в профессии, комплект навыков менеджера по управлению продуктом.
Иллюстрация Matt Chinworth: http://www.chinworthillustration.com/

Продакт-менеджмент (или управление развитием продукта) — это практики планирования, разработки, маркетинга и непрерывного совершенствования продукта или продуктов компании.

Вы читаете перевод руководства Infinity «Ultimate Product Management Framework: Complete guide to building the right product». Над переводом работали Георгий БирюковРинат Шайхутдинов и Оля Жолудова.

Infinity — система для организации работы команд и управления проектами.

Среди клиентов Infinity: Slack, Ford, Prezi, Digital Ocean — более 20 000 компаний по всему миру.

По легенде впервые термин продакт-менеджмент возник в начале 30-х годов прошлого века после публикации служебной записки руководителя компании Procter & Gamble. Нил Макэлрой из Procter & Gamble представил концепцию роли продакт-менеджера — это “брендмен”, который берет ответственность за бренд и оркеструет его развитие.

Содержание:

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Спустя несколько десятилетий в 1980-х годах, вслед за бурным развитием рынка софта, начал формироваться и современный продакт-менеджмент. С тех пор продакт-менеджмент тесно связан с компаниями, разрабатывающими софт и в первую очередь, как позиция, подразумевается именно в таком контексте.

Что такое продакт-менеджмент?

Основная задача продакт-менеджмента — создание нового продукта. Его конечная цель — убедиться в том, что создается правильный продукт и правильно ли он создается в принципе.

Прежде всего под продакт-менеджментом подразумевается объединение в единое бизнес-звено команд разработчиков, команд маркетинга, продаж, команд customer success (CSM, с англ. успех клиента). При этом весь процесс должен быть согласован с видением и стратегией развития бизнеса (business vision).

Продакт-менеджмент берет на себя преобразование бизнес-целей в технические требования и объяснение функциональных возможностей и ограничений продукта коммерческим командам, которые отвечают за маркетинг, продажи и работу с клиентами.

«Внутреннее» (inbound) и «внешнее» (outbound) поле деятельности продакт-менеджера

Так как управление продуктом — понятие масштабное, обычно в организациях ответственность менеджера по продукту разделяют между департаментами/отделами. Для этого деятельность продакт менеджера разделяют на «задачи во внутреннем контуре» (inbound) и «задачи во внешнем контуре» (outbound). 

Внутреннее поле задач продакт-менеджера (inbound product management)

Внутреннее поле задач продакт-менеджмента (inbound product management)  включает в себя исследование рынка (market research), отраслевых трендов (industry trends), анализ конкурентов (competitive analysis), а также разработку стратегии и дорожной карты (roadmap) развития продукта.

Фокус ответственности продакт-менеджера при работе над внутренним контуром (inbound product management) — суть продукта и совершенствование продукта:

Внешнее поле задач продакт-менеджмента (outbound product management)

Во внешнем поле продакт-менеджмент (outbound product management) сосредоточен на маркетинге продукта — брендинг, позиционирование, запуск продукта, PR, реклама и так далее.

Фокус ответственности продакт-менеджера при работе над внешним контуром (outbound product management) — поставка ценности клиентам:

Руководитель группы продакт-менеджеров: Планирование и распределение ресурсов, PLC-стратегия (Product Life Cycle), ценовая стратегия, конкурентный анализ (компании и финансового уровня)

Фокус ответственностиВнутренний круг задач продакт-менеджмента (inbound product management) суть продукта и совершенствование продуктаВнешний круг задач продакт-менеджмента (outbound product management) — поставка ценности клиентам
Ценный конечный продукт (ЦКП)— Дорожная карта продукта
— Требования рынка и расстановка приоритетов
— Формулирование сути продукта и его границ
— Отличительные черты (дифференцирование) и целесообразность
— Компромиссы между функциональностью, стоимостью и планированием
— Проработка требований к продукту совместно с UX-специалистами
— Анализ конкурентов (позиция среди других продуктов и в рынке)
— Инциативы по бета-программам
— План релизов и продвижения
— Коммуникационная стратегия по рынкам и сегментам
— Обучение клиентов
— Развитие инструментов продаж
— Новые продукты
— Маркетинговые программы
— Истории успеха
— Анализ рынка
— Анализ конкурентов (цена, продвижение, площадка)

Роли в продакт-менеджменте

Концепция продакт-менеджмента включает множество ролей, среди которых руководитель продукта (chief product officer), руководитель группы продакт-менеджеров (director of product management), продакт-менеджер (product manager), владелец продукта (product owner), менеджера продакт-маркетинга (product marketing manager) и это лишь часть из них. 

Отличия продакт-менеджера от проджекта: роли и обязанности продакт-менеджеров

Важно помнить, что управление продуктами или продакт-менеджмент (product management) и управление проектами (project management) — это две разные роли.

Менеджер проектов помогает Продакт-менеджеру координировать действия команды при реализации стратегического замысла. Менеджер проектов ближе к команде разработки, а Продакт-менеджер ближе к рынку и соответствию продукта потребностям аудитории. Менеджер проектов берет на себя процесс реализации, а Продакт-менеджер берет на себя содержательную (функционально-ценностную) составляющую продукта и его соответствие потребностям аудитории.

За продакт-менеджмент может отвечать как один человек, так и целая команда. В некоторых случаях (например, в подрастающих стартапах) один человек может выполнять в своей роли сразу несколько функций — генерального директора, продакт-менеджера и менеджера по продакт-маркетингу.

Продуктовая команда без продакт-менеджера похожа на творческую группу без режиссера-постановщика. Даже группа феноменальных виртуозов будет абсолютно несогласованной и будет звучать диссонансом без режиссера, который бы их направлял и синхронизировал.

Отличия продакт-менеджера от проджекта на примере театра

Режиссер-постановщик – это творческий лидер проекта в кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр.

Ассистент режиссера — это специалист, который занимается административными задачами на съемочной площадке и помогает главному постановщику организовать съемочный процесс.

Как и режиссер-постановщик, продакт-менеджер должен возглавлять кросс-функциональную продуктовую команду и координировать создание продукта от стратегии до реализации. Продакт-менеджер должен быть тем лидером, который будет следить за тем, чтобы все участники команды работали над одной и той же целью.

Чтобы справиться с такой сложной и многогранной ролью, продакт-менеджер должен разбираться в нескольких областях, в первую очередь в технологиях (technology), бизнесе (business) и пользовательском опыте (user experience).

Чем занимается продакт-менеджер?

В обязанности продакт-менеджера входит разработка плана стратегии создания продукта и обеспечение его выполнения. Иными словами, продакт менеджер отвечает за следующее:

Если говорить еще проще, то у вас, как у продакт-менеджера, есть три основные обязанности:

  1. Задание стратегии, долгоиграющего видения и продуктовой концепции
  2. Продвижение стратегии среди заинтересованных в успехе проекта сторон
  3. Контроль воплощения стратегии

Навыки продакт-менеджера: майндсет, софт и хардскилы продакт-менеджера

Скиловый продакт-менеджер должен быть “палочкой-выручалочкой” по всем вопросам, связанным с продуктом и связующим звеном всей команды. Именно поэтому он должен быть максимально прозрачен в процессе расстановки приоритетов. Хоть последнее слово и остается за продакт-менеджером, важно чтобы все заинтересованные стороны были в курсе, если речь идет о принятии решений.

Продакт-менеджеру важно уметь ясно объяснять, почему он отдает предпочтение одним функциям больше, чем другим.

Каким софтом должен пользоваться продакт-менеджер?

Для продуктивной работы в роли продакт-менеджера нужно подобрать правильные инструменты, чтобы облегчить вашу работу. Сейчас есть множество инструментов для продакт-менеджмента, которые помогают разрабатывать всю стратегию развития продукта и хранить всю информацию в одной точке.

Вот несколько функций, которые обязательно должны быть в софте для продакт-менеджеров:


Это первая глава | Продолжение (Глава 2)


Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение